Кадм, в мифологии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Кадм, в мифологии (Κάδμος) — греческий герой, сын сидонского царя Агенора. Его сестру (или племянницу) Европу (см.) похитил Зевс. Агенор послал сыновей своих Кадм, Финика и Килика, искать ее, воспретив им возвращаться без Европы. Финик и Килик скоро прекратили странствования, поселившись в Финикии и Киликии, а Кадм, после долгих странствований, прибыл в Дельфы, вопросить оракул. Оракул отвечал, что Европу найти ему не суждено, и приказал следовать за коровой, которая встретится ему по выходе из храма, и где она ляжет — основать город, а ее принести в жертву. Следуя этому приказанию, Кадм пришел на место будущего города Фив, к источнику, охраняемому драконом. Кадм, вспомоществуемый Афиной, убил дракона и посеял его зубы. Из зубов выросло вооруженное войско. Оно бросилось на Кадм, но последний, по совету Афины, бросил в середину воинов камень; тогда они стали рубить друг друга. Осталось только 5 воинов, которые помогли Кадм заложить город и стали родоначальниками пяти знатнейших фиванских родов (они назывались спартами, т. е. посеянными). Став царем Фив, Кадм женился на Гармонии, дочери Арея и Афродиты. Боги присутствовали на свадьбе и одарили невесту. О конце жизни Кадм и Гармонии существовали различные предания. По сказанию, распространенному на Самофракии, Кадм прибыл туда в поисках за Европой, был посвящен в мистерии Кабиров (см.) и затем, женившись на дочери Зевса, Гармонии, увез ее в Фивы. Следы мифа о Кадм попадаются еще на Евбее, Цикладах, Родосе, в Спарте, Милете, Сидоне и др. местах. Кадм приписывалось принесение в Грецию финикийских письмен, называвшихся вследствие этого "кадмейскими".

Большинство мифологов и историков (Мёверс, Брандис, Ленорман, Дункер и др.) считает Кадм антропоморфизированным вост. божеством; самое имя его производили от семитич. Qadem — Восток, а имя Европы от семит. Ereb — Запад. В нем видят Мелькарта, странствующего в поисках за Астартой и наконец соединяющегося с ней священным браком (причем Гармония тождественна с Европой и обе — с Астартой). Некоторые новейшие исследователи (Е. Мейер, Г. Д. Миллер, О. Крузиус) доказывают, что все подробности, выставляющие Кадм финикиянином, должны быть отнесены на счет позднейшей литературной обработки. Древнейший беотийский источник — гезиодовская "Феогония" — знает Кадм царем "Кадмейской земли", т. е. Фив, и ничего не говорит о его прошлом. Кадм, следовательно, туземное божество, эпоним замка Кадмеи и народа кадмеев. Рассказ о прибытии Кадм в Дельфы и о всем последующем возник под влиянием Дельф. оракула; многие его детали встречаются и в др. сказаниях (о Язоне, о Пелее и Фетиде и т. д.). Еще позже было приплетено искание Европы — первоначально самостоятельный миф, подобный мифу о похищении и искании Персефоны. Страны, из которых будто бы прибыл Кадм, — просто баснословные земли дальнего Востока и Юга, подобный земле Гипербореев. Представления о них возникли в аполлоновской религии, как о странах ночного и зимнего пребывания солнца. Лишь впоследствии названия их перешли на исторические земли Востока. В миф о Кадм они попали, благодаря его дельфийской редакции. Из других видных современных мифологов Группе также отвергает восточное происхождение Кадм, но видит в нем не местное божество, а одно из воплощений верховного светлого божества, ведущего борьбу с демоном мрака (драконом) и сочетающегося браком с царицей неба. Превращение в дракона знаменует победу мрака, "ежедневную судьбу солнечного бога".

А. Щ.

Смотрии так же...