Персефона

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Персефона (Περςεφόνη, Περσέφασσα, Περρέφαττα, Φερσέφασσα, Φερέφαττα, Κόρη, у римлян — Proserpina) — дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона), неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. Персефона и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (τώ θεώ) с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ Персефона относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о Персефона как о подземной богине, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, — а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о Персефона служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, Персефона представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют Персефона дочерью Стикса, елевзинское учение — его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, Персефона представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении Персефона было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения Персефона в древнйших сказаниях считался Океан, позднее — Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение Персефона во время собирания ею цветов (так наз. Άνθολογία) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода — так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, — Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать Персефона ежегодно на свидание с матерью на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года, чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Позднее Персефона стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер Персефона отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние — таинственные. К весенним праздникам относятся так называемые малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним — Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно так же в искусстве мы встречаем Персефона то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором — колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной Персефона греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), причем сходство в названиях греческом и латинском считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller, "Demeter u. Persephone" (Гамбург, 1837); Overbeck, "Griech. Kunstmytho l ogie. IV т.: Demeter u. Kora" (Лейпциг, 1878); F örster, "Raub und Rü ckkehr der Persephone" (Штутгардт, 1874).

Н. О.

Смотрии так же...