Кабальное холопство

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Кабальное холопство — особый вид холопства, возникающий и получающий юридическое определение в московском праве. Первые указания на этот вид холопства встречаются в памятниках с конца XV в. По своему происхождению, это — холопство из займа: должник личною службой во дворе кредитора погашал проценты на занятый капитал. Это определялось особым документом — служилой кабалой. Такая зависимость юридически прекращалась уплатой долга; но фактически уплатить долг было почти невозможно, так как весь труд должника шел на уплату только процентов; новый же заем, для уплаты старого долга, вел лишь к перемене кредитора, но не менял положения должника, отсюда ясно значение выражений — "попасть в кабалу", "выбиться из кабалы", указывающих на трудность положения закабаленного. В большинстве случаев оно было пожизненным. На это указывают предсмертные распоряжения рабовладельцев первой половины XVI в., которые прощали долги своим Кабальное холопство людям и тем самым освобождали их от Кабальное холопство зависимости. Без этого распоряжения Кабальное холопство люди поступали в зависимость к наследникам своих кредиторов. Кредиторы-завещатели отпускают Кабальное холопство людей на волю "по душе", вместе с полными холопами; значит они считали своих Кабальное холопство людей холопами, хотя эта неволя не получала законодательной санкции до указа 1586 г. Вообще указы довольно долго молчат о Кабальное холопство зависимости. Впервые лишь Судебник царский упоминает о служилых кабалах и вводит некоторые ограничения в практику Кабальное холопство права. По Судебнику запрещено: 1) выдавать служилые кабалы на суммы свыше 15 руб. и 2) превращать простую процентную (ростовую) кабалу в служилую. Вслед за тем (1559) запрещено брать служилые кабалы на лиц моложе 15 лет. Все эти ограничения нисколько, однако, не изменили характера Кабальное холопство зависимости В служилых кабалах обозначались сумма займа, срок его и обязательство служить за рост во дворе кредитора; в случае неуплаты долга в срок заемщик обязывался служить во дворе "потому ж по вся дни". Существенное изменение в положение Кабальное холопство вносить указ 1586 г., на основании которого, по примеру полного холопства, вводится доклад и для служилых кабал, т. е. все вновь составляемые кабалы должны были писаться под контролем правительственных учреждений и заносились в книги. Таким докладным Кабальное холопство людям предписывается от господ не отходить, денег по кабалам у них не брать, а отдавать в службу до смерти господ. С этих пор докладные Кабальное холопство и юридически сделались невольными и стали называться холопами и на официальном языке. Правила указа 1586 г. о докладных Кабальное холопство людях распространены указом 1597 г. на всех Кабальное холопство, которые составили одну юридическую группу кабальных холопов. Прежняя пожизненная зависимость Кабальное холопство перешла в личное холопство по смерть кредитора; после смерти господина Кабальное холопство холоп становился вольным человеком и без уплаты долга: указ 1597 г. прямо оговорил, что жене и детям умершего до Кабальное холопство людей его дела нет, и денег по тем кабалам не указывать. Соответственно чисто личному характеру Кабальное холопство неволи, права господина над Кабальное холопство холопами оказались ограниченными: ему принадлежало право пользования силами холопов, без права распоряжения их личностями. Позднейшими мерами этот личный характер Кабальное холопство холопства еще более подкрепляется: так, указом 1606 г. запрещено выдавать кабалы на одних и тех же лиц одновременно двум господам, даже отцу с сыном, брату с братом и проч. Для устранения злоупотреблений Уложение запретило господам брать на имя своих детей новые кабалы от холопов, без представления на них отпускных. Кабальное холопство холоп, таким образом, мог выдать на себя новую кабалу, только сделавшись вольным человеком. — Указ 1597 г. внес еще одну новость в институт Кабальное холопство холопства, узаконив новый способ его установления: добровольная служба во дворе без всякого предварительного займа, если только она продолжалась более полугода, также превращала добровольного слугу в Кабальное холопство холопа; указ предписывает выдавать кабалы на таких добровольных холопов и против их воли, потому что "тот человек того добровольного холопа кормил и обувал и одевал". Уложение сократило этот полугодовой срок до 3 месяцев. Дети, родившиеся от подобных людей, по достижении 15-летнего возраста также обязаны были дать на себя служилые кабалы, в силу давности бескабальной службы. Когда, с одной стороны, Кабальное холопство холопство из службы за рост превратилось как бы в службу за самый долг без права его уплатить, а с другой — в Кабальное холопство холопство можно было попасть без всякого займа, старая форма кабал потеряла свой реальный смысл, хотя долгое время остается еще господствующей. С половины XVII в. возникает новая форма кабал, где просто обозначалось, что такой-то бьет челом во двор такому-то и служилую кабалу на себя дает, служити у господина по его живот. Новый тип Кабальное холопство холопства, созданный указами 1586 и 1597 гг., получает окончательную обработку в Уложении, где занимает выдающееся место по сравнению с старым, мало-помалу вытесняемым типом полного холопства. По Уложению, на вольных людей, поступающих в холопство, можно было выдавать только служилые кабалы, а отнюдь не полные грамоты. — Права господина над Кабальное холопство холопом, по Уложению, оказываются еще очень широкими; господин не может только распорядиться личностью холопа — продать его, подарить, завещать и т. п. От произвола господина ограждены также жизнь и здоровье холопов. При возвращении беглых холопов их господам с последних берется запись, что они тех выданных холопов не убьют и не изувечат. Господа обязаны, наконец, кормить своих холопов: им запрещено ссылать их со двора для прокормления без отпускных; иначе таким холопам выдавались отпускные из холопьего приказа. По указу 1607 г. господам было, сверх того, предписано женить и отдавать замуж холопов и рабынь по достижении установленного возраста, под угрозой за нарушение указа выдавать безбрачным холопам отпускные; но этот указ в Уложение не вошел. Имущественные права холопов по прежнему оставались ничем не гарантированными. Уложение прямо запрещает холопам покупать и принимать в заклад вотчины, и покупать в городах дворы и лавки, предполагая тем самым значительные движимые имущества у рабов. Но эти движимые имущества ничем не ограждены от произвола господ: Уложение запрещает давать суд по челобитьям холопов, предъявивших иски к наследникам умерших их господ "в животах или грабежах", т. е. в присвоении или насильственном отнятии принадлежащего рабам имущества. De jure, следовательно, отпуск на волю Кабальное холопство после смерти их господ имел место без наделения их каким-либо имуществом; последнее вполне зависело от доброй воли господина. Кабальное холопство холопство просуществовало до петровских указов о ревизии, когда холопы и крепостные крестьяне составили одну общую массу крепостных людей.

См. Ключевский, "Происхождение крепостного права" ("Русск. М.", 1885, август); его же. "Подушная подать и отмена холопства в России" (там же, 1886, №№ 5, 7, 9 и 10); Сергеевич, "Русские юрид. древности" (т. I, 147—160).

M. Д.

Смотрии так же...