Жития святых — Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. "Жития святых святых" составляют едва ли не самый обширный отдел христ. литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени "Жития святых святых" были сказания о мучениках. Еще св. Климент, еп. Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236-251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертною казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство. При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (умер 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: "Книга о палестинсках мучениках". От первых трех веков дошло до нас еще несколько "посланий" о мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. Тагритский (ок. 410 г.), автор "Истории персидских мучеников". Монах бенедиктинского м-ря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе мартиролог ("Usuardi martyrologium", изд. в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: "Acta Martyrum sincera et selecta" (Пар. 1689; франц. перев. Drouet-de-Maupertoy). Из новейших собраний заслуживают внимания: Zingerle, "Martyrer des Morgenla n des" (Иена, 1833) и Адальберта Мюллера, "Allgemeines Martyrologium" (1860). В русской литературе известны: священника В. Гурьева "Мученики воины" (1876); прот. П. Соловьева "Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками" (перев. с новогреческого, СПб., 1862); "Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковию" (Казань, 1865). Наряду с этими сборниками более или менее подробных сказаний о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее, получили развитие (особенно на Зап.) краткие мартирологи для употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, ошибочно приписываемый бл. Иерониму (изд. д'Ашери в 1667 г., перепечатанный у Миня — "Patrologia", т. XXX). Из позднейших известны: Ассемани, "Acta ss. martyrum orieutalium et occidentalium" (1748); Лагранж, "Choix des actes des martyrs d' Orient" (Пар., 1852). Кроме общих, на Западе существуют еще поместные мартирологи стран или народностей: африканский (Стеф. Мачелли), бельгийский (Молана), немецкий (Валассера), испанский (Салацара), английский (Вильсона), итальянский (Корнелия) и др.
Более обширна литература "Житий святых" второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея, еп. Тирского (умер362), — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: "Жития честных монахов" патриарха александрийского Тимофея (умер 385 г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик ("Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum"; подлинный текст в изд. Рената Лаврентия, "Historia ch r istiana veterum Patrum" 1582, а также в "Opera Maursii", Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856); Феодорита Киррского (1458) — "Φιλόθεος ιστορία" (в названном изд. Рената, а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе — в "Творениях св. Отцов", изд. Московской дух. академии и ранее отдельно); Иоанна Мосха (Λειμωνάριον, в "Vitae patrum" Росвейга, Антв., 1628, т. X; рус. изд. — "Лимонарь, сиречь цветник", М., 1859). На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский ("Vitae patrum s. historiae eremiticae"); Иоанн Кассиан ("Collationes patrum in Scythia"); Григорий, еписк. Турский (умер 594), написавший ряд агиографических сочинений ("Gloria martyrum", "Gloria confessorum", "Vitae patrum"), Григорий Двоеслов ("Dialogi" — рус. перев. "Собеседование о Жития святых италийских отцов" в "Православном собеседнике"; см. исследов. об этом А. Пономарева, СПб., 1884 г.) и др. С IX в. в литературе "Жития святых святых" появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст, сановник Византийского двора, живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал 681 г. " Жития святых святых", составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе (Иаков Вараджио, архиеп. Генуэзский, умер 1298 — "Legenda aurea sanctorum", и Петр Наталибус, умер 1382 — "Catalogus Sanctoru m "). Последующие издания принимают направление более критическое: Бонина Момбриция, "Legendarium s. acta sanctorum" (1474); Алоизия Липпомана, еп. Веронского, "Vitae sanctorum" (1551-1560); Лаврентия Сурия, кельнского картезианца, "Vitae sanctorum orientis et occidentis" (1564); Георгия Вицелла, "Hagiologium s. de sanctis ecclesiae"; Амвросия Флакка, "Fastorum sanctorum libri ХII";Рената Лаврентия де ля Барр — "Historia christiana veterum patrum"; Ц. Барония, "Annales ecclesiast."; Росвейда — "Vitae patrum"; Радера, "Viridarium sanctorum ex minaeis graccis" (1604). Наконец выступает с своею деятельностью знаменитый антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издал в Антверпене 1-й том "Acta sanctorum". В продолжение 130 лет болландистами было издано 49 томов, содержащих "Жития святых святых" с 1 января по 7 октября; к 1780 г. появилось еще два тома. В 1788 г. институт болландистов был закрыт. Спустя три года предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г. появился еще новый том. При завоевании Бельгии французами монастырь болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в Вестфалию и после Реставрации издали еще шесть томов. Последние работы значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов как по обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики. Упомянутый выше "Martyrologium" Мюллера представляет хорошее сокращение издания болландистов и может служить справочною книгою к нему. Полный указатель к этому изданию составил Потаст ("Bibliotheca historia medii aevi", Б., 1862). Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, исчислены у Фабриция в "Bibliotheса Graeca", Гамб., 1705-1718; второе издание Гамб., 1798-1809). Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания: аббат Коммануэль, "Nouvelles vies de saints pour tous le jours" (1701); Балье, "Vie des saints" (работа строго-критическая), Арно д'Андили, "Les vies des pè res des déserts d'Orient" (1771). В ряду новейших западных изданий "Житий святых" заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: "Heiligen Lexicon", (1855 сл.).
Много Жития святых находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи, патерики. Прологом назыв. книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назыв. синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукоп. еп. Порфирия Успенского 1249 г.; затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к X стол.; текст первой части его издан в 1695 г. Уггелем в VI томе его "Italia sacra"; вторая часть найдена позже болландистами (описание ее см. в "Месяцеслове" архиеп. Сергия, I, 216). Другие древнейшие прологи: Петров — в рукоп. еп. Порфирия — содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями (см. проф. Н. И. Петрова "О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога", Киев, 1875). Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи: в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные (подробнее о значении этих миней см. в "Месяцеслов" еп. Сергия, I,150). Эти "минеи месячные", или служебные, были первыми сборниками "житий святых", сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари. В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский ("Лимонарь" Мосха), азбучный, скитский (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных в России составлен "Патерик Киево-Печерский", начало которому положено Симоном, еп. Владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом. Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатии (умер 107 г.), Поликарпе (умер 167), Киприане (умер 258). Из свидетельства Астерия Амасийского (умер 410) видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года. Месяцесловы при Евангелиях и апостолах делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские и славянские. Из последних древнейший — при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани при глаголитском Евангелии, находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском, студийском и константинопольском. Святцы — те же календари, но подробности рассказа приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.
Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские "жития", служили жития греческие типа Метафраста, т. е. имевшие задачей "похвалу" святому, причем недостаток сведений (наприм. о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть Жития святых В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских "житий" до XV в. составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени Жития святых, " св. Бориса и Глеба" и "Феодосия Печерского", составленные преп. Нестором, Жития святых Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 г.) и Жития святых, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние Жития святых Смоленской области ("Жития святых св. Авраамия" и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV в. ряд составителей Жития святых начинает митроп. Киприан, написавший Жития святых митроп. Петра (в новой редакции) и несколько Жития святых русских святых, вошедших в состав его "Степенной книги" (если эта книга действительно им составлена). С биографиею и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского "Древнерусские Жития святых святых, как исторический источник", М., 1871). Он составил Жития святых и службу св. Сергию, Жития святых и службу преп. Никону, Жития святых св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат Жития святых св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большою известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей Жития святых Не менее знаменит как составитель Жития святых Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший Жития святых обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него еще более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трех писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по "житиям", ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI в. в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI в. Авторы этих Жития святых не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Жития святых этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси. Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских Жития святых составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми "житиями" русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленною деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им "великими Минеями-Четьими". Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские Жития святых, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись СПб. дух. акд.) и более полной — Московского собора 1552 г. Изданием этого грандиозного труда занята Археографическая комиссия, успевшая пока, трудами И. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627-1632 гг., появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646-1654 гг. — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина. Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно Жития святых и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник все, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками Жития святых, опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский — для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлек к этому делу св. Димитрия , впоследствии митрополита Ростовского (см.), который, трудясь в продолжение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи, содержащие в себе Жития святых не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду Димитрия, заметив в нем следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен. В первый раз изданы Четьи-Минеи св. Димитрия в 1711-1718 гг. В 1745 г. Синод поручил киево-печерскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в 1759 г. Жития святых святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, о индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка "учителей, писателей, историков", приложенного перед первою и второю частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого Жития святых или повторение с исправлением языка Жития святых древнерусского. В Четьях-Минеях есть и историческая критика, но вообще значение их не научное, а церковное: написанные художественною церковно-славянскою речью, они составляют доселе любимое чтение для благочестивого люда, ищущего в "Жития святых святых" религиозного назидания (подробнее оценку Четьих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном А. В. Горским, — "Св. Димитрий Ростовский", М., 1853, и И. А. Шляпкина — "Св. Димитрий", СПб., 1889). Всех отдельных Жития святых древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В нынешнем столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия: "Избранные Жития святых святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней" (1860-68); А. Н. Муравьева, "Жития святых святых российской церкви, также Иверских и Славянских" (1847); Филарета, архиеп. Черниговского, "Русские святые"; "Словарь исторический о святых российской церкви" (1836-60); Протопопова, "Жития святых святых" (М., 1890) и пр. Более или менее самостоятельные издания Жития святых святых — Филарета, архиеп. Черниговского: а) "Историческое учение об отцах церкви" (1856, новое изд. 1885), б) "Исторический обзор песнопевцев" (1860), в) "Святые южных славян" (1863) и г) "Св. подвижницы Восточной церкви" (1871); "Афонский патерик" (1860-63); "Вышний покров над Афоном" (1860); "Подвижники благочестия на Синайской горе" (1860); И. Крылова, "Жития святых св. апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых" (М., 1863); "Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов" (перев. с греческого, 1856); архим. Игнатия, "Краткие жизнеописания русских святых" (1875); Иосселиани, "Жития святых святых грузинской церкви" (1850); М. Сабинина, "Полное жизнеописание святых грузинских" (СПб., 1871-73). Особенно ценные сочинения для русской агиографии: прот. Д. Вершинского, "Месяцеслов Восточной церкви" (1856); свящ. М. Мирошкина, "Славянский именослов" (1859); "Греко-славянский церковный год" ("Annus ecclesiasticus graeco-slavicus", Пар., 1863; католическая тенденция автора-иезуита придает сочинению по местам особый колорит: у него в список святых включен и Иосафат Кунцевич); преосв. Сергия, "Месяцеслов Востока" (1875-76), В. Ключевского, "Древнерусские Жития святых, как источник исторический" (М., 1871); Н. Барсукова, "Источники русской агиографии" (1882).
Н. Барсов.