Бушприт — дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Бушприт бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь судна (снасть, служащая для этой цели, называется Бушприт-выстрел), или уборный, т. е. поднимаемый кверху, для свободного действия тараном на броненосцах. Конец Бушприт, входящий в судно, называется шпором и утверждается в особенно сделанном месте, называемом партнерсом; другой же конец называется топом и на него надевают эзельгофт.
1. Бушприт. 2. Бушпритный эзельгофт. 3. Утлегар. 4. Форштевень. 5. Натяжной бугель. 6. Скоба. 7. Ватер-бакштаги. 8. Ватер-штаги. 9. Фок-штаги. 10. Откидной бугель. 11. Шпор утлегар.
Бушприт, как и мачты, делают из смолистых хвойных пород леса; на больших судах Бушприт не однодеревка, а составной, преимущественно из 4 штук, скрепляемых бугелями и болтами (см. Мачты). Бушприт служит для удаления некоторой части парусности от центра тяжести корабля, и дает возможность этим увеличить вращательную силу передних косых парусов; кроме того, Бушприт служит для поддержки фок-мачты спереди, для чего его усиленно скрепляют с форштевнем.
Крепление бушприта с форштевнем.
Бушприт в счет мачт не идет; так, двухмачтовый корабль имеет две вертикальные мачты и Бушприт; трехмачтовый — три мачты и Бушприт и т. д. Бушприт ставится на место или краном, или же стрелами и утверждается в своем положении ватер-вулингами, скобами или обоймами, ватер-штагами и ватер-бакштагами. При определении уклона Бушприт принимают во внимание место общего центра парусности. С увеличением уклона Бушприт центр парусности приближается к носу, что, содействуя рулю, особенно выгодно во время свежих ветров, при которых большая часть судов носит руль на ветре и тем уменьшает ход. На Бушприт поднимаются фок-стаксель и фор-стеньги-стаксель. Оба эти паруса уравновешивают действие задних парусов и служат для уклонения носа судна под ветер.