Буридан

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БУА
БУБ
БУВ
БУГ
БУД
БУЕ
БУЖ
БУЗ
БУИ
БУЙ
БУК
БУЛ
БУМ
БУН
БУО
БУП
БУР
БУС
БУТ
БУФ
БУХ
БУЦ
БУЧ
БУШ
БУЩ
БУЭ
БУЮ
БУЯ

Буридан (Жан Buridan) — философ-схоластик; неизвестны с точностью ни год его рождения, ни год смерти; родился в Бетюне, в провинции Артуа, и жил в XIV веке; преподавал долгое время философию в Париже, а в 1347 г. состоял ректором парижского университета. Предание (послужившее впоследствии сюжетом для одной средневековой драмы) о том, что Буридан в юношеские годы находился в близкой связи с королевой Жанной Наваррской (по другой версии — Маргаритой Бургундской), затем был брошен в Сену и спасся вплавь — мало заслуживает доверия.

Ученик Вильгельма Оккама, Буридан принадлежал к школе номиналистов, следуя в особенности учению Аристотеля в том виде, в каком его истолковывали в средние века. Комментарии на Аристотеля и трактаты о логике — предмет большей части сочинений Буридан, о чем свидетельствуют самые названия их: "Summula de dialectica" (Париж, 1487 г., in folio); "Compendium Logicae" (Венеция, 1487 год, in folio); "Quaestiones in X libros Ethicorum Aristotelis" (Париж, 1489 г., in folio, и Оксфорд 1637 г., in 4°); "Quaestiones in VIII libros Physicorum Ari s totelis, in libros de Physica et in parva naturalia" (Париж, 1516 г., in 4°); "In Aristotelis Metaphysica Sophismata" (1518). Номиналистом Буридан оставался и в вопросе о свободе человеческой воли, которому посвятил много места в своих комментариях к "Этике" Аристотеля. Буридан не допускает существования в человеке этой свободы. Одним из его аргументов считается известный рассказ об осле, получившем название "Буриданова осла". Желая сбить с толку своих противников, Буридан, говорят, привел в пример осла, который, будучи поставлен перед двумя одинаковыми по виду и качеству стогами сена или ведрами воды, неминуемо погиб бы от голода или жажды, если бы у него существовала полная свобода выбора (liberum arbitrium indifferentiae), так как при отсутствии какого-либо мотива к предпочтению одного предмета другому его абсолютно свободная воля не могла бы ни на одном из них остановиться. Лейбниц обсуждает этот аргумент в "Теодицее" (I ч., 549). Шопенгауэр в своем трактате о свободе воли указал на то, что этот классический пример, приписываемый Буридану, в существенных своих чертах был в обычном употреблении в философских школах, предшествовавших Аристотелю. Его нет нигде в сочинениях Буридан, так что возможно предположить, что он был приведен им в устной беседе или же только приписывается Буридан совершенно неосновательно. В своих работах по логике Буридан собрал значительное количество правил для построения и разрешения всякого рода силлогизмов и, подобно Раймонду Лиллю, хотел свести к простой механической работе всю деятельность человеческого ума. В вопросах нравственности Буридан проявляет наклонность к фатализму, Здесь Буридан интересует вопрос о том: способен ли человек к свободному выбору мотивов в своей деятельности. Без этой способности нет свободы воли; наоборот, при ее существовании всякий поступок был бы для нас безразличен, так как он был бы лишен разумного основания и цели; никогда нельзя сделать выбора между двумя одинаковыми во всем причинами, мотивами и проч. Могут сказать, что наша воля роковым образом стремится всегда к достижению высшего блага, но что мы свободны в выборе средств. Однако, от этого вопрос нисколько не изменяется, так как все-таки должно быть какое-нибудь основание для предпочтения одного средства другому. А раз это основание берет верх, не может быть речи о свободе воли; в противном же случае наш выбор был бы ничем не мотивирован, находился бы вне законов логики, что опять-таки никоим образом не согласуется с идеей о свободе воли. Такой же диалектико-схоластический характер имеют и другие аргументы Буридан в пользу несвободы воли.

Смотрии так же...