Брянский Яков Григорьевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БРА
БРД
БРЕ
БРЁ
БРЖ
БРИ
БРО
БРТ
БРУ
БРЫ
БРЭ
БРЮ
БРЯ

Брянский Яков Григорьевич — известный актер, род. в 1790 г. О его молодости ничего не известно. Сначала Брянский Яков Григорьевич был предназначен к гражданской службе, но непреодолимая страсть к театру взяла свое. В конце июля 1811 г. был вечер у знаменитого в летописях русской сцены кн. Шаховского. Были здесь и И. А. Крылов, писавший иногда для театра и мечтавший когда-то сделаться актером, П. А. Катенин и др. На этом вечере Григорьев (фамилия Брянский Яков Григорьевич до поступления на сцену) прочел роль Полиника (из трагедии Озерова "Эдип в Афинах") и вызвал шумное одобрение присутствовавших. Участь Григорьева была решена — он был принят в так называемую "молодую труппу" князя А. А. Шаховского. В то время, когда русская драматическая труппа, во главе которой находился знаменитый Яковлев, господствовала на нашей Императорской сцене, князь Шаховской из воспитанников Театрального училища составил другую, "молодую труппу", в которой образовывались будущие известные русские актеры и актрисы. Труппа эта играла в Кушелевском театре (где ныне Главный штаб), и в нее вступил и Брянский Яков Григорьевич, всегда игравший с Ширяевой (впоследствии жена Яковлева) первые роли. Переменив свою фамилию на Брянский Яков Григорьевич, Григорьев 11 сентября 1811 г. дебютировал в роли "Влюбленного Шекспира" (в переводной комедии Д. Языкова, того же названия). Комедия эта была написана Дювалем для знаменитого Тальма, а у нас роль Шекспира исполнял Яковлев. Естественно, какое смущение должен был испытывать молодой актер, еще значительно увеличивавшееся присутствием самого Яковлева. Брянский Яков Григорьевич вышел победителем. Яковлев, чуждый интриги и зависти, не только беспристрастно оценил игру новичка, но и поощрил его к дальнейшей сценической деятельности. По совету И. А. Крылова, кн. Шаховской выводил Брянского преимущественно в комедиях и драмах, не давая ему трагических ролей, к которым молодой актер питал сильную страсть. Надо было на время покориться. Вскоре Брянский Яков Григорьевич выступил в роли Безрассудова в возобновленной комедии Ефимьева "Преступник от любви, или братом проданная сестра", в "Казаке Стихотворце" князя Шаховского и других комедиях и водевилях. Но Брянский Яков Григорьевич, все еще не переставал мечтать о трагедии. Князь Шаховской уступил наконец просьбам Брянский Яков Григорьевич и написал для него трагедию "Абуфар" (перев. с французского). Брянский Яков Григорьевич с К. Семеновой играл первые роли. Трагедия имела успех, и Брянский Яков Григорьевич впервые насладился торжеством трагического артиста, обнаружив много души и естественности, что тогда было новостью. В то время немыслимо было актеру явно отказаться от усвоенной псевдоклассической манеры читки нараспев; естественное, хотя бы и мастерское чтение стихов считалось унижением искусства. Сам кн. Шаховской, принадлежавший к высшему кругу общества, деятельно следивший за успехами литературы и театра, не мог явно противоречить требованиям классицизма, которые сообщил и своему ученику. Едва ли не в первый раз пришлось учителю встретить возражение со стороны его ученика Брянский Яков Григорьевич, которому художественное чутье подсказывало неестественность распевания ролей. Верным чтением и истинной игрой Брянский Яков Григорьевич желал победить вековые предрассудки, перешедшие к нам от французов. Во второй раз Брянский играл в трагедии Вольтера "Китайская сирота", в которой прекрасно и рельефно очертил характер главного лица. Но вот умирает Яковлев (в 1817 г.), и Брянский Яков Григорьевич открывается широкая дорога: он с успехом начал исполнять некоторые роли покойного, и в "Отелло" был признан достойным преемником Яковлева. Только артист с недюжинным дарованием мог решиться играть "Танкреда", в котором Яковлев, по свидетельству современников, был неподражаем. — Исполнение "Танкреда" упрочило за ним симпатии публики, шумно и радушно его приветствовавшей. Но в 1820 году появился знаменитый трагик Василий Андреевич Каратыгин, выступивший в "Фингале". Пришлось, после нескольких лет борьбы со счастливым соперником, уступить ему часть ролей в трагедиях и перейти на старшие роли — благородных отцов, царей и резонеров, все же продолжая изредка дублировать Каратыгина. И на этом амплуа у Брянский Яков Григорьевич было много блестящих ролей, как, напр., роли: Филиппа в "Дон Карлосе", Христиерна в "Иоанне Финляндском" и многие друг. Помимо дарования своего, Брянский Яков Григорьевич был незаменимым артистом в силу своего обширного репертуара: знаменитый Тальма играл только 13—15 ролей, Рашель — 20—25 ролей, а Брянский Яков Григорьевич исполнял с лишком 30 крупных ролей, изучение которых стоило ему огромных усилий и трудов: Яго (в "Отелло"), Кизляр-Ага (в "Роксолане"), Франц Моор (в "Разбойниках"), Миллер (в "Коварстве и Любви"), Эдип (в "Эдипе в Афинах"), Стерн (в "Фингале") и т. д. Брянский Яков Григорьевич пробовал не без успеха исполнять и комические роли, играя Фамусова в "Горе от ума", в "Домашнем спектакле" Загоскина, "Эзопе у Ксанфа" Шаховского и др. В 1841 году Брянский Яков Григорьевич оставил сцену, но страсть и привычка к театру вскоре заставили его вернуться к нему. Он вышел в бенефис г-жи Дюр, в ком. "Эзоп у Ксанфа", и был встречен громом аплодисментов. Дирекция предложила ему выгодные условия, и он остался служить, пробыв на сцене до самой смерти, последовавшей 20 февраля 1853 г. от припадка холеры, совершенно неожиданно, так как его имя в день смерти значилось на афише: он должен был играть роль Квазимодо в "Эсмеральде".

Ср. "Репертуар и Пантеон" (1853, № 6), а также воспоминания его дочери, А. Я. Головачевой-Панаевой: "Русские писатели и артисты" (СПб., 1890, стр. 1—30).

А. Ум.

Смотрии так же...