Аплодисмент

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АПА
АПЕ
АПИ
АПЛ
АПН
АПО
АПП
АПР
АПС
АПТ
АПУ
АПФ
АПШ

Аплодисмент Аплодисмент, аплодирование (лат. applausus, plaudere, хлопанье в ладоши) - так называется одобрение, выражаемое публикой рукоплесканием при различного рода зрелищах и представлениях, даваемых на сценах и аренах. Начало Аплодисмент принадлежит Риму, возведшему его в специальность и разделявшему Аплодисмент на bombi, шум, похожий на жужжание пчел, imbrices, подражание дождю, падающему на крышу, и testae, подражание треску разбивающихся глиняных сосудов. Популярные и любимые римские авторы Плавт и Теренций всегда оканчивали свои пьесы словами: plaudite, cives. Греки не знали Аплодисмент Римляне же ввели впервые и наемных хлопальщиков - необходимая принадлежность цирка и амфитеатра. Гистрионы, мимы, гладиаторы, шуты, любимые авторы и певцы всегда встречались шумными рукоплесканиями, сопровождавшимися криком зрителей (acclamatio), a иногда и качанием (surrectio). Нерон, венчанный актер, обладал сильною страстью к Аплодисмент, требовал, чтобы ему аплодировали, когда он декламировал или пел, и даже казнил одного оратора, отказавшегося аплодировать ему. Тацит, Сенека и др. римские писатели вооружались против страсти к Аплодисмент, против наемных хлопальщиков, ходивших за софистами и ораторами и аплодировавших своим патронам. Наемные хлопальщики в Париже называются "клакерами" (от слова claque - легкое хлопанье в ладоши), "рыцарями люстры " (они помещаются в театре под люстрой), а также "римлянами" (по происхождению от римлян). У них своя особая организация и свой шеф. Выражение восторга маханием платков и шляп тоже имеет свое начало в Риме, где страстные и развращенные любители зрелищ, истощив все способы выражать одобрение хлопаньем, стали махать концами тог вместо Аплодисмент, а император Аврелиан раздавал зрителям куски материй, которыми они должны были махать в знак одобрения. В первые времена христианства Аплодисмент привились и в церкви, где толпа рукоплескала проповедям епископов с таким же рвением, как и актерам на сцене. Иоанн Златоуст сильно восставал против этого обычая, стараясь прекратить его церковными постановлениями. Еще до него осуждал этот обычай Авл Геллий в своих "Аттических ночах" (кн. V, гл. I), говоря, что аплодирование философу приравнивает его к флейтисту, забавляющему наш слух. Феррари в трактате "De veterum acclamationibus et plausu" тоже много говорит об этом непохвальном обычае, который осмеян и Лабрюйером. В 1782 г. аббат Вулон не мог докончить панегирика св. Людовику, читанного в церкви ораторианцев в Париже, будучи прерван оглушительным рукоплесканием. Политические ораторы и знаменитые профессора часто одобряются рукоплесканиями; у нас в казенных учебных заведениях Аплодисмент законом запрещены. В России обычай рукоплескать авторам и вызывать их впервые отмечен в театральной летописи в 1784 г. 8-го февраля, когда была дана в первый раз трагедия знаменитого в истории нашего театра Якова Борис. Княжнина (см. это сл.) "Рослав"; публика была в восторге от этой трагедии и настойчиво требовала на сцену автора, что было тогда новостью. Я. Б. не знал, что делать. Его выручил знаменитый актер И. Аплодисмент Дмитревский (см. это сл.), который вышел на сцену и объяснил, что автору весьма лестно такое одобрение, но так как его нет в театре, то он в качестве почитателя и друга его осмеливается принести публике благодарность. Беггигер составил целую монографию об аплодисментах в театре у древних (Лейпц., 1822).

Смотрии так же...