Алябьев

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АЛА
АЛБ
АЛГ
АЛД
АЛЕ
АЛЖ
АЛЗ
АЛИ
АЛК
АЛЛ
АЛМ
АЛО
АЛР
АЛТ
АЛУ
АЛФ
АЛХ
АЛЦ
АЛЧ
АЛЫ
АЛЬ
АЛЭ
АЛЮ
АЛЯ

Алябьев (Александр Александрович) — известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих очень любимых в свое время песен и романсов; род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою как любитель, по природному влечению к искусству. В двадцатых годах Алябьев познакомился с известным композитором Алябьев Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене Алябьев сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, Алябьев Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. Алябьев сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил Алябьев написать большую четырехактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил оперу "Аммалат-Бек" на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие Алябьев был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Умер в 1852 г. Наибольшею известностью Алябьев обязан двум-трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии Алябьев имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения вся композиторская деятельность Алябьев немногим поднимается выше уровня дилетантизма. Для своей эпохи романсы Алябьев были довольно значительны при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов Алябьев всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы Алябьев, доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, так же как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки.

Смотрии так же...