Шампар

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШАА
ШАБ
ШАВ
ШАГ
ШАД
ШАЗ
ШАИ
ШАЙ
ШАК
ШАЛ
ШАМ
ШАН
ШАП
ШАР
ШАС
ШАТ
ШАУ
ШАФ
ШАХ
ШАЦ
ШАЧ
ШАШ

Шампар (champart) — так назывался особый вид сбора, которым облагались в средневековой Франции, при господстве феодального строя (см. Феодализм), некоторые из сеньориальных земель, находившихся в постоянном пользовании у зависимых крестьян (tenures rôturières). Это была доходная статья, вытекавшая из вотчинного права (droit domanial) и покоившаяся на владении землей (redevance réelle). В противоположность цензу (см.), который состоял в уплате определенной ценности в год деньгами или натурой, в качестве аренды за землю, Шампар выражался во внесении съемщиком собственнику известной доли урожая (campi pars, terrae datae ad campipartem) или вообще годичного валового дохода. Обыкновенно наделы, обложенные цензом (terrae datae ad censum), оставались свободными от Шампар, и наоборот, хотя в источниках попадаются указания на соединение Шампар с цензом в качестве надбавки к последнему, как земельному налогу. Форма аренды "из доли продукта" (colonia partiaria), чаще всего долгосрочной, пожизненной, с тенденцией даже к наследственности (emphyteusis), практиковалась еще во времена римской древности (см. Waaser, "Die colonia partiaria", Б., 1885; Brunn, "Die colonia pattiaria", Б., 1897; M. И. Ростовцев, "История государственного откупа в Римской империи", СПб., 1899; E. Beaudentu, "Les grands domaines dans l'empire romaine, П., 1899; там же указания на литературу). Через влияние аграрных порядков крупного римского поместья обычай этот перешел в меровингскую Францию. Эволюционируя из века в век, Шампар утвердился как распространенный тип эксплуатации земельных имуществ знати в эпоху расцвета феодализма, вполне подходя к грубому и элементарному характеру замкнуто-домового и натурального хозяйства сеньориальных миров. Шампар носил еще различные другие наименования: terragium (terrage), agrarium (agrier), garbagium (gerbage, т. е. отдача помещику известного количества снопов), numeragium (nombrage), на юге Франции — tasca (tasque), иногда — donum (don — дар). Взыскивался Шампар не с одного зернового хлеба (frumentagium, avenagium), но иногда еще и с винограда (vinagium), сена (fenagium), льна (linagium) и т. д., хотя последние виды сельскохозяйственных продуктов нередко избавлялись от такого сбора, и он распространялся во многих местностях лишь на различные сорта злаков. О высоте Шампар нельзя высказать общего, однообразного заключения. Как все в феодальном строе, она колебалась от века к веку, от края к краю, от домена к домену, даже от надела к наделу. Хартии упоминают о десятом, одиннадцатом, девятом снопе, как о размерах Шампар Есть указания, хотя и более редкие, о том, что крестьянин-дольщик (serf, villain partiaire) обязывался уплачивать господину шестую и пятую части, иногда даже четверть урожая. Собирался Шампар особыми агентами сеньора (campipartitores, numeratores, champarteurs), которые, под клятвенной ответственностью за точность и честность их действий, наблюдали за уборкой, высчитывали и проверяли долю помещика. Они действовали часто вместе с особыми mestivaris, которые помогали им главным образом при счетной работе. Иногда те же лица собирали вместе с сеньориальным Шампар церковную десятину. В силу разделов, отчуждений, специальных пожалований и всякого рода перипетий феодального права, Шампар в данном поместье мог принадлежать не тому лицу, которое непосредственно владело землей. Случалось также, что Шампар составлял доход двух-трех лиц совместно, в известных пропорциях. При такой комбинации особенно затруднялось осуществление сбора, подавая повод ко всякого рода спорам и тяжбам. В древнейшую эпоху высота Шампар, как и большей части домениальных налогов во времена феодализма, по всей вероятности, зависела от произвола господ; затем, мало-помалу средний процент фиксировался более или менее установившимися местными обычаями (кутюмами), но, по-видимому, Шампар оставался вообще одной из наиболее тягостных повинностей крестьян (сервов и вилланов). При господстве системы Шампар расширялось вмешательство верховного собственника в хозяйство съемщика: он заявлял притязание устанавливать сам порядок обработки, чтобы урожай не понижался, следить за культурой и т. д. Неаккуратность крестьянина при уплате Шампар наказывалась временным наложением рук сеньора на его надел (saisie), а в случае упорства в неуплате недоимок — полным его отобранием (commise). Разорительность Шампар увеличивалась еще добавочными, связанными с ним повинностями, например обязанностью свозить барскую долю в риги или амбары помещика, на что требовалось много труда и времени. Вследствие этого крестьяне стремились во многих местностях откупаться от такой дополнительной повозной повинности и превратить Шампар из сбора доставляемого (portable) в сбор, получаемый агентами владельца на месте (quérable). Постоянная изменчивость Шампар, вытекавшая из самой его природы, т. е. из зависимости его от счастливого или несчастного года, являлась одной из причин его неудобства и хозяйственной тяжести. Отсюда в конце средневековья (с XIII в.) стремление постепенно перевести неопределенную и колеблющуюся долю урожая в фиксированный оброк, как бы заменить Шампар натуральным цензом, который иногда носит название ménage. К XVI веку совершается превращение его в денежный сбор, так как вообще для измерения и выражения дохода с земли деньги употребляются с этого времени предпочтительно вместо натуральных продуктов. Тем не менее Шампар во многих местностях Франции, в силу косности общественных отношений, пережил упадок феодального строя и установление капиталистического хозяйства. Размер Шампар остается колеблющимся и в эту позднейшую эпоху, но обнаруживает тенденцию скорее к повышению, чем к понижению, и чаще всего определяется в памятниках XVIII в. как четвертая часть урожая. Сохраняются в силе нередко и различные стеснения плательщика, в видах обеспечения своевременной и полной уплаты Шампар Крестьянин не мог начать уборки, не известив сеньора за 24 часа; иногда он по-прежнему должен был свозить Шампар в усадьбу помещика. Ненависть крестьянства дореволюционной эпохи против старого порядка главным образом направляется на Шампар; его касается большая часть жалоб в крестьянских наказах 1789 г. Учредительное собрание постановило уничтожить Шампар посредством выкупа (декреты 4 и 11 августа 1789 г., 15 марта 1790 г.), на определенных условиях (декрет 3 мая 1790 г.). На практике он исчез в эпоху конвента, вместе с остальными так называемыми феодальными правами.

См. Pottier, "Traitè des champarts" (П., 1861, т. IX, 785 и сл.); De Laurrière, "Glossaire de droit français" (Ниор, 1881); H. Lee, "Hist. des classes rurales en France" (П., 1901); A. Luchaire, "Manuel des institutions françaises"; специально для нового времени — Н. И. Кареев, "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последнюю четверть XVIII в." (М., 1879) и M. M. Ковалевский, "Происхождение современной демократии".

Гр.

Смотрии так же...