Шад

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШАА
ШАБ
ШАВ
ШАГ
ШАД
ШАЗ
ШАИ
ШАЙ
ШАК
ШАЛ
ШАМ
ШАН
ШАП
ШАР
ШАС
ШАТ
ШАУ
ШАФ
ШАХ
ШАЦ
ШАЧ
ШАШ

Шад (Иоганн-Баптист) — философ. Род. в 1758 г. около Бамберга; родители были весьма набожны и тщательно развили в нем религиозное чувство. Учился у иезуитов. В 1778 г. поступил в монастырь в Банце, из которого бежал в 1798 г., так как не вынес преследования, которому подвергся за свободомыслие. Прибыв в Йену, стал читать лекции в университете, получил профессуру в 1802 г.; в 1804 г., по рекомендации Гете, призван в харьковский университет. В Харькове Шад играл весьма выдающуюся роль; читал лекции по философии и истории римской литературы. В 1816 г. Шад был внезапно отрешен от должности и выслан из пределов России, книги же его — " Institutiones juris naturae" и издание "De viris illustribus Romae" Плутарха (в обработке Ломонда) — истреблены. Весьма интересная автобиография Шад вышла в 1803 г., а вторым изданием в 1828 г. Удаление Шад наделало много шуму. Причиной его удаления из университета министром народного просвещения князем Голицыным были доносы профессора Дегурова, воспользовавшегося неприятностями, возникшими для Шад и всего харьковского университета из обвинения докторантов Гриневича и Ковалевского в том, что они представили докторские диссертации, которые, по расследовании, оказались плагиатом из сочинений Шад Удаление Шад из харьковского университета обстоятельно и документально обследовано в работах Н. А. Лавровского ("Чтения Московского Общества", 1873, кн. 2: "Эпизод из истории харьковского университета"), Д. И. Багалея ("Удаление профессора Шад из харьковского университета", Харьков, 1899) и профессора E. Боброва ("Материалы для истории философии в России").

Философия Шад в существенном повторяет основные принципы сначала Фихтевой, а впоследствии Шеллинговой философии. Профессор Ф. А. Зеленогорский, в двух статьях, помещенных в 27 и 30-й книжках "Вопросов философии и психологии", рассмотрел латинские сочинения Шад, вышедшие во время его пребывания в Харькове: "Institutiones philosophiae universae tomus primus logicam complectens" и две речи в торжественных собраниях харьковского университета. Профессор Э. Ф. Лейкфельд дал в "Истории харьковского университета" (т. I, стр. 654) анализ логики Шад В логике Шад заметно сильное влияние метафизики Фихте; профессор Лейкфельд полагает, что Шад — не только комментатор доктрины Фихте, но и продолжатель ее. То же самое следует сказать и о философии права Шад: он восстает против механической теории государства, господствовавшей в его время. Государство не есть машина, управляемая только механическими законами, не мануфактура, не учреждение, созданное ради одной безопасности. Шад не считает возможным выводить право из договора и восстает против разрыва, произведенного искусственно между правом и нравственностью. Немецкие сочинения Шад: "Gemeinfassliche Darstellung des Fichtischen Systems und der daraus hervorgehenden Religionstheorie" (1800); "Grundriss der Wissenchaftslehre" (Йена, 1800); "Neuer Grundriss der transcendentalen Logik und der Metaphysik nach den Principien der Wissenschaftslehre" (Йена, 1801); "Absolute Harmonie des Fichtischen Systems mit der Religion" (1802); "System d. Natur und Transcendentalphilosophie" (1803-1804). В последнем сочинении заметно также влияние Шеллинга.

Э. Радлов.

Смотрии так же...