Цепное пароходство

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ц ЦА ЦВ ЦЕ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦТ ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦЕА
ЦЕБ
ЦЕВ
ЦЕГ
ЦЕД
ЦЕЗ
ЦЕЙ
ЦЕК
ЦЕЛ
ЦЕМ
ЦЕН
ЦЕО
ЦЕП
ЦЕР
ЦЕС
ЦЕТ
ЦЕУ
ЦЕФ
ЦЕХ
ЦЕЦ
ЦЕШ
ЦЕЭ
ЦЕЯ

Цепное пароходство — Цепное пароходство пароходство, применяемое преимущественно для передвижения грузовых судов против быстрого течения на реках, выгоднее буксирования судов обыкновенными буксирными пароходами в том отношении, что при передвижении по цепи утилизируется вся сила машины, между тем как при свободном плавании парохода помощью винта или гребных колес употребляется с пользою не более 60% полезной работы машины, а остальная часть работы теряется вследствие скольжении. При этом способе тяги вдоль всего участка реки проложена на дне цепь. которая подхватывается на Цепное пароходство пароходе барабаном с горизонтальною осью. Цепь удерживается на барабане простым трением, и тогда она бывает намотана на него в несколько оборотов, или, как делают в последнее время, цепь лежит только на части окружности барабана, а для усилении трения барабан намагничивается. Паровая машина, вращая барабан, передвигает пароход по цепи. При этом Цепное пароходство пароход тянет за собою несколько груженых судов. Цепь подымается из воды впереди движущегося парохода, а сзади его, сматываясь с барабана, снова погружается. Цепь подводится к барабану по направляющим роликам или каткам, что содействует поворотливости парохода. С этою же целью Цепное пароходство пароходы строятся сравнительно короткими, а именно: длина такого парохода превышает ширину не более 6 — 7 раз. Цепные пароходы большею частью снабжаются также гребными винтами, дающими им возможность в случае надобности передвигаться и самостоятельно, напр., вниз по течению. Сбрасывание цепи с барабана при разминовании встречных возов (так называется цепной пароход с передвигаемыми им судами) и других случайностях, и обратное подхватывание ее представляет во всяком случае трудную и мешкотную работу. Она значительно облегчается в системе электромагнитного туажа Бове, в которой цепь притягивается к барабану магнетизмом. Пароходы эти могут быть более легкой конструкции и в случае надобности вполне играют роль буксирных пароходов. Цепь здесь прилегает к барабану всего на трех четвертях оборота. Барабан составлен из двух стальных дисков, стянутых бронзовыми болтами. Между дисками оставлено кольцевое пространство, в котором помещается электромагнитная катушка. Особый двигатель вращает динамо-машину, доставляющую ток мощностью в три лошадиные силы. Ток обходит намотку катушки и намагничивает барабан, вследствие чего цепь крепко пристает к барабану. Опыт с цепью весом 9 кг в погонном метре дал силу притяжения в 6000 кг. Механические приспособления отрывают задние звенья цепи, сматывающиеся с барабана. Сбегающая часть цепи валится в ящик, в котором может поместиться около 25 м длины цепи. При приближении парохода к извилине реки цепь впереди натягивается по хорде, и за пароходом в реке могла бы образоваться ненатянутая, лишняя часть цепи, или слабина. Для избежания этого спускающуюся часть цепи с кормы парохода травят, т. е. оставляют больший запас ее длины в ящике и лишь при движении в извилине спускают постепенно лишние части цепи. Взамен цепи прокладываются также стальные канаты, которых начальная стоимость меньше, но зато эксплуатация обходится дороже. Этот способ тяги называется туажем, и название это обыкновенно распространяется и на Цепное пароходство пароходство (туерное пароходство, туеры). Канат перекидывается через блок, устройство которого должно способствовать образованию достаточного трения между его ободом и канатом. Туеры в тесном смысле (канатные) обыкновенно сидят глубже цепных пароходов и менее поворотливы. Притом длину каната не так легко приспособить к форме русла, так как нельзя канат произвольно удлинять или укорачивать, как это можно сделать с цепью, прибавляя и убавляя звенья. Кроме паровых машин для вращения барабана Цепное пароходство парохода можно применять электрические (сист. Галлио и др.). В последнее время для той же цели стали применять керосиновые двигатели. На канале Ниверне, во Франции, соединяющем Ионну с Луарою, имеется участок, проведенный в скалистом грунте. Для уменьшении расходов по берегу канала вместо бечовника высечена только узкая тропа, так что тяга судов производится здесь исключительно силою рабочих. Ввиду медленности и других недостатков этого способа передвижении решили устроить Цепное пароходство судоходство при помощи керосиновых двигателей. Предварительные опыты доказали, что винтовые пароходы с трудом передвигаются в узком канале. Железное судно длиною 13 м и шириною 3,5 м, снабженное рулями на обоих концах, передвигается по цепи помощью керосинового двигателя в 20 сил. Туер, имея на буксире три судна с грузом, проходит в час 2160 м. Несмотря на большие преимущества цепной тяги, этот род пароходства, по причине больших затрат на первоначальное устройстве и затруднений, возникающих вследствие частых поломок цепи, износа ее и пр., сопровождается успехом только при таких исключительных условиях (пороги или очень быстрое течение), когда буксирные пароходы не могут с ним конкурировать. В России Цепное пароходство пароходство существует на Шексне, на Верхней Волге (от Твери до Рыбинска) и на Свири. Число туерных пароходов, однако, не возрастает. По произведенной в 1884 г. первой общей переписи всех судов, плавающих на реках Европейской России, числилось 26 туерных пароходов, со средним числом номинальных сил 43, в 1890 г. их было 26, а в 1895 г. и по последней переписи 1900 г. — 23 (из них 14 на Шексне, 7 на Волге и 2 на Свири), со средним числом номинальных сил 41. В Западной Европе Цепное пароходство пароходство применяется преимущественно на верхних участках некоторых рек: Сены, Майна, Эльбы и др. На р. Дунае Цепное пароходство пароходство не могло долго держаться. В 1880-х годах австрийское Дунайское пароходное общество содержало 10 цепных пароходов, которые обслуживали участки от Вены вверх до Иббса и вниз до Пресбурга. В 1890 г. на этом последнем участке Цепное пароходство пароходство уничтожено, цепь снята и перевезена в Баварию, где она в 1891 г. уложена на участке от Регенсбурга до Винцера, длиною 114 км, а в 1893 г. продолжена до Оттаха на 5 км. Но вслед за тем в Австрии закрылось Цепное пароходство пароходство и на участке от Иббса до Вены. В Баварии цепные пароходы конкурировали несколько лет успешно с буксирными пароходами, но затем, по мере износа цепи, ремонт ее вызывал большие расходы. Рейсы туеров постепенно сокращались, и в 1901 г. вынута была цепь на последнем участке от Регенсбурга до Гохкирхена (см. также Тяга судов).

А. Таненбаум.

Смотрии так же...