Фуга

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФУА
ФУГ
ФУД
ФУЗ
ФУК
ФУЛ
ФУМ
ФУН
ФУР
ФУС
ФУТ
ФУФ
ФУХ
ФУЦ
ФУШ
ФУЭ

Фуга — высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Фуга, как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся в Фуга (а именно имитация темы в строе квинтой выше строя темы, т. е. ответ), появлялись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (умер в 1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557—1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах (Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе развилась форма Фуга Из композиторов, подготовивших полный расцвет Фуга, замечателен Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С. Баха. Его фуги, по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха. Зародившаяся и сложившаяся в Италии, Фуга обязана дальнейшим своим развитием германским композиторам. Тема для Фуга должна имеет форму небольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция, в строе на квинту вверх, только в конце. Она должна быть мелодична, характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышает октавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнить и узнавать в продолжение всей Фуга Длинная тема возможна только в том случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно трех, четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна тема и в восемь тактов. Характерной можно назвать ту тему, которая выдается своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрым ритмом. В простой Фуга тема должна быть одноголосной. Фуга распадается на три части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельефно.

Более применяется Фуга четырехголосная. 1-я часть ее начинается темой в одном из голосов. По окончания ее вступает другой голос, с точной имитацией темы в строе квинтой выше. Тема в главном строе называется вождем (dux), тема в строе квинтой выше или ответ — спутником (comes). Голос, начавший Фуга вождем, продолжает двигаться в то время, когда другой голос берет спутника. Контрапункт, исполняемый первым голосом во время спутника, называется противосложением, которое часто пишется в двойном контрапункте (см.), имея в виду в продолжении Фуга помещать противосложение то снизу, то сверху темы. Противосложение должно ритмически отличаться от темы, чтобы давать последней рельеф. После вступления вождя и спутника, оба голоса исполняют небольшую двухголосную интермедию в ритмическом характере предыдущих тактов. После этой двухголосной интермедии или промежуточного предложения в два или четыре такта, вступает третий голос, исполняющий вождя, а затем четвертый голос, исполняющий спутника на фоне трех других контрапунктирующих голосов. После этого проведения темы по всем четырем голосам, называемого полным проведением, следует четырехголосная постлюдия или заключительное предложение, в строе квинтой выше строя вождя. Этим заканчивается первая часть Фуга Иногда появление темы в первой части бывает следующее: вождь, спутник, спутник, вождь. Такой порядок чередования называется инверсией. При этом между спутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой части тема является только в главном строе Фуга, т. е. начальном, и в строе квинтой выше от главного. В других строях тема появляется во второй части. Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части, появляется еще в одном из четырех голосов, то такой прием называется проведением сверх меры. Во второй части тема проводится в разных строях, находящихся с главным строем Фуга в первой степени сродства и очень редко во второй. Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Кроме того, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая вдвое большую длительность каждой ноте темы, к уменьшению, придавая вдвое меньшую длительность каждой ноте темы, к исполнению темы, придавая каждому ее интервалу направление обратное прежнему (например, если тема шла на кварту вверх, секунду вниз, терцию вверх и т. д., то при новом приеме она пойдет на кварту вниз, секунду вверх, терцию вниз и т. д.). Между появлениями темы должны применяться интермедии. В этой же части применяется стретто (см.). Вторая часть оканчивается органным пунктом на доминанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стретто из темы Фуга Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводится по всем голосам в главном строе, иногда является в строе субдоминанты; чаще ее проведение делается сжатым стретто. Фуга оканчивается органным пунктом на тонике. Во второй и третьей частях допускаются некоторые вольности относительно интервалов темы, а также укорачивание или удлинение первой ноты темы. Кроме того, она может менять место своего вступления; например, если тема вступала на сильном времени, то она может вступать на бывшем сильном времени или даже на слабом. Это тактовое перемещение называется in contrario tempore. Точная имитация темы соблюдается в особенности в первой части Фуга, но для большей мягкости в спутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в самом начале или конце темы спутника, основаны на том, что ноты доминантового трезвучия строя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника; например, когда вождь начинается тоникой и вводным тоном (терцией доминантового трезвучия), то спутник берет тонику нового строя и его шестую ступень (терцию субдоминантового трезвучия). Когда вождь начинается с тоники и доминанты или прямо с доминанты, то спутник начинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо с субдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому же чередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы в строй доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует в тон субдоминанты строя спутника. Фуга, в которой спутник является строгой имитацией вождя, называется реальной; если же спутник видоизменен сообразно вышеизложенным правилам, то Фуга называется тональной. Фрескобальди (1583—1644) считается установителем правил тональной Фуга

Кроме четырехголосной, бывают Фуга двухголосные, в которых тема может быть длиннее применяемой в многоголосной Фуга Для удлинения двухголосной Фуга, в первой части, после интермедии, первый голос берет спутника, а второй — вождя. В такой Фуга большое значение имеют интермедии. Характер трехголосной Фуга легче четырехголосной. Пятиголосная Фуга пишется в медленном темпе и отличается гармонической полнотой. Такая Фуга пишется для двух одинаковых голосов и трех различных, например для двух сопрано, альта, тенора, баса, или для сопрано, альта, двух теноров и баса. В таких Фуга лучше писать тему в пределах сексты, во избежание перекрещивания голосов. Не следует постоянно придерживаться пятиголосного сложения; надо периодически переходить к четырех- и даже трехголосному сложению. Бывают Фуга и с числом голосов больше пяти, например у Сарти. Многие Фуга отступают от формы изложенной выше четырехголосной Фуга; например, в них нет разграничении частей, вторая часть находится в главном строе, причем вследствие тональной монотонности прибегают к увеличению и уменьшению темы и т. п. Фуга бывает сопровождаемой, когда аккомпанемент или подкрепляет голоса Фуга, или же идет самостоятельно, поясняя гармоническое содержание Фуга Есть фуга с непрерывным басом (basso continuo), который двигается самостоятельно, без темы Фуга, не составляя ее голоса. Фугированным хоралом называется Фуга, в которой строфа хорала служит темой для Фуга Хорал с Фуга или хоральная Фуга состоит в том, что аккомпанементом хоральной мелодии служит Фуга, причем строфы хорала появляются не непосредственно одна за другой, а с большими промежутками. Если в Фуга появляются эпизоды гомофонические, но все же преобладает строгий фуговый стиль, при соблюдении формы Фуга, то последняя называется свободной Фуга Эту форму не следует смешивать с фугато, которое есть только отрывок Фуга, появляющийся посреди какого-нибудь гомофонического сочинения, как полифонический прием для возбуждения интереса. Фугетта — небольшая Фуга, с проведением темы в первой части и с весьма сокращенными второй и третьей частями. Если сочинение начинается Фуга и расходится свободно в гомофонию, то такой прием называется фугированным сложением. Оно часто встречается в хорах ораторий Генделя. Фуга с двумя проведенными темами называется двойной Фуга Такие две темы или два субъекта пишутся в двойном контрапункте в октаве для того, чтобы они могли применяться одновременно и менять свои места, т. е. верхняя тема могла бы быть поставлена внизу, а нижняя — над ней. В двойной Фуга в первой части проводится первая тема, во второй — вторая, в третьей части обе темы соединяются одновременно, причем каждая тема должна быть исполнена каждым из четырех голосов. Такая форма двойной Фуга встречается у Баха в Credo его торжественной мессы h-moll. Есть двойные Фуга, в которых обе темы соединяются уже в первой части, например в Kyriе из "Реквиема" Моцарта. К разряду двойных Фуга относится и такая, в которой противосложение к спутнику в первой части постоянно и точно сопровождает тему. Тройная Фуга имеет три темы, четверная — четыре темы. Образчиком тройной Фуга может служить Kyrie в мессе g-dur Баха. В этой Фуга в первой части проводится первая тема, во второй — вторая и третья, а в третьей проводятся все три соединенные темы. Такие темы должны быть написаны в тройном контрапункте (см. Контрапункт). Фуга бывают инструментальные — для фортепиано, органа, оркестра — и вокальные. В последних принимается во внимание объем голосов. Вокальная Фуга более сжата, чем инструментальная, в которой гораздо больше свободы. Фуга достигла своего высшего развития у Генделя и в особенности И. С. Баха, а позднее у Моцарта. Замечательные, хотя немногочисленные образцы Фуга встречаются у Бетховена, а из позднейших композиторов — у Мендельсона и Брамса.

Н. С.

Смотрии так же...