Флажолеты*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЛА
ФЛЕ
ФЛИ
ФЛО
ФЛУ
ФЛЮ

Флажолеты* или гармонические звуки — своеобразного тембра звуки, получаемые на струнных инструментах вследствие особого способа игры. На пустой струне делается полуприжим пальцем, при чем по ней проводят краем смычка. Эти легкие прижимы производятся только на тех местах струны, где при полном прижиме и действии смычка струна издала бы звук, отстоящий на чистую квинту, или на чистую кварту, или на большую терцию, или на малую терцию от строя струны; напр. на скрипке от полунажима на пустой струне G того места, где получилась бы нота D в первой октаве (или, как говорится, от полуприжима чистой квинты), получается флажолетный звук, отстоящий от ноты полуприжима на октаву, т. е. флажолетный звук D во второй октаве.

Письмо Флажолеты* от пустых струн, или естественных Флажолеты*, состоит из двух нот: ноты полуприжима, обозначаемой ромбической нотой контуром, и Флажолеты*, обозначаемого маленькой нотой с нулем над ней. Более простой способ письма естественных, или натуральных, Флажолеты* сводится к обозначению ноты Флажолеты* с нулем, без ромбической ноты. Естественные Флажолеты* добываются упомянутым способом на всех пустых струнах. Кроме естественных Флажолеты*, существуют искусственные, происходящие от того же приема, производимого на струне, сперва укороченной полным прижимом первого пальца. Для добывания таких Флажолеты* нужно пользоваться двумя пальцами: первым — для укорачивания пустой струны, другим — для полуприжима на расстоянии чистой квинты или чистой кварты. Полуприжимами на расстоянии других интервалов в искусственных Флажолеты* не пользуются. Письмо искусственных Флажолеты* бывает такое же, как естественных, но лучше придерживаться письма всех трех нот, т. е. ноты полного прижима, ноты полуприжима и Флажолеты* с нулем. Искусственные Флажолеты* применяются на всех струнах и дают хроматическую гамму из Φ.

Если собрать все натуральные флажолетные ноты на одной из пустых струн скрипки и расположить их в порядке постепенности от самой нижней к самой верхней, то получится последование нот натуральной гаммы; вот почему Флажолеты* и называются натуральными. На альте и виолончели применяется тот же способ исполнения Флажолеты* На альте Флажолеты* — те же скрипичные, только пониженные на квинту; из искусственных применяются Флажолеты* от кварты. На виолончели Флажолеты* те же, что на альте, только пониженные на октаву; из искусственных преимущественно применяются Флажолеты* от кварты. На контрабасе применяются только естественные Флажолеты* от кварты, квинты, большой и малой терций. Они звучат октавой ниже виолончельных Флажолеты* Вследствие Флажолеты* объем каждого инструмента значительно расширяется в верхнем регистре. Характер флажолетных звуков, особенно на скрипках, нежный, напоминающий звук флейты, отчего их и называют Flageolet или Flautino. Существуют Флажолеты* и на струнных несмычковых инструментах, напр. на арфе. Способ игры, при котором получаются Флажолеты* на арфе, следующий: на том месте струны, где она могла бы быть укорочена на октаву (т. е. разделена пополам), делают полуприжим мякотью ладони (под большим пальцем) и задевают этим же пальцем струну. Полуприжим делают также и наружной стороной среднего сустава согнутого среднего пальца, при чем струну задевают или большим, или указательным пальцем той же руки. Как низкие, так и самые высокие струны арфы неудобны для добывания Флажолеты* Нота Флажолеты* звучит октавой выше звука открытой или пустой струны, на которой делают полуприжим. Флажолеты* звучит октавой выше написанной ноты, над которой поставлен нуль. Хроматический ряд Флажолеты* на арфе возможен на струнах от G в большой октаве до Н в первой октаве. Характер флажолетных звуков нежный, мягкий, немного тусклый, напоминающий звуки среднего регистра пианино.

В. Соловьев.

Смотрии так же...