Феофил, патриарх александрийский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФЕА
ФЕБ
ФЕВ
ФЕГ
ФЕД
ФЕЕ
ФЕЖ
ФЕЗ
ФЕЙ
ФЕК
ФЕЛ
ФЕМ
ФЕН
ФЕО
ФЕР
ФЕС
ФЕТ
ФЕХ
ФЕЦ
ФЕШ
ФЕЭ

Феофил, патриарх александрийский — один из величайших богословов IV-го и V-го в. Деятельный, умный, хитрый, честолюбивый, он является одной из типичных фигур своей эпохи. Сделавшись к 385 г. патриархом александрийским, он соединил в своих руках церковную власть над Египтом, Ливией и Пентаполем. В пределах своего диоцеза он не довольствовался тем, что ставил и отрешал епископов: он уничтожал прежние епархии, создавал новые, распространял или сокращал их пределы для выгод своей власти. С подчиненными ему епископами он обращался как с рабами, удаляя их без объяснения и без пощады при малейшем подозрении в стремлении к независимости. За сопротивление своих подчиненных он подвергал их оковам, темнице и изгнанию. Он отлично понял значение императорской власти в церковных делах Восточно-Римской империи и старался опереться на этот базис. Как передает биограф св. Златоуста, Палладий, Феофил имел в Константинополе на жалованье шпионов, с помощью которых знал все, что там происходит. Хорошо зная подкупность византийского двора, он превосходно умел ею пользоваться. Отсюда его постоянное стремление к богатству. Никакие суммы, даже сборы на бедных не избегали его рук. Императоры, со времен Константина, предоставляли языческим храмам закрываться вследствие силы вещей, за отсутствием поклонников. Так стояли и египетские храмы, которых баснословные богатства оставались почти не тронутыми. Эти богатства воспламенили алчность Феофил По словам языческого писателя Зосимы, он первый попрал законы и уважение к преданиям веков. Плоды хищений Феофил употреблял частью на то, чтобы в своем епископстве ввести пышную обстановку, способную затмить роскошь светских чиновников, частью на подкупы для увеличения объема своей власти. Он нередко определял александрийских префектов, которые ни в чем ему не отказывали, так как знали силу его и у императора, и при дворе. Это всемогущество в двух сферах — духовной и политической — доставило Феофил прозвание христианского фараона. Достигнув высшей власти на юге империи и опираясь на беспрекословную покорность своего духовенства, Феофил желал достигнуть такого же положения во всей Восточно-Римской империи, каким в это время папа владел на Западе. Здесь он столкнулся с константинопольским епископом. В 397 г. умер константинопольский епископ Нектарий. Феофил думал провести на этот важный политический пост одного из своих клевретов, по имени Исидора; но двор пожелал иметь епископом столицы антиохийского пресвитера Иоанна, по прозванию Златоуста. Попытка Феофил потерпела неудачу. Сам гордый патриарх был потребован в столицу, под угрозой суда за свои прегрешения, для посвящения нового епископа. Феофил уступил и посвятил соперника. Это усилило его вражду к Иоанну, тем более, что константинопольский епископ, опираясь на 3-й канон II вселенского собора 381 г., предоставивший ему первое место между восточными епископами, пожелал на самом деле сделаться первым епископом Восточно-Римской империи, к чему как раз стремился Феофил Вся восточная церковь сплотилась вокруг этих двух центров. Первое столкновение произошло по делу, разыгравшемуся в недрах александрийской церкви и вскоре захватившему весь Восток. Против учения Оригена (см.) на Востоке образовалась все возраставшая оппозиция монашества, состоявшего большей частью из восточно-национальных элементов христианства. Епископ Иоанн иерусалимский вступил в спор с Епифанием кипрским, который требовал от него осуждения Оригена. В Палестине произошел формальный раскол между почитателями и противниками великого теолога, который умер за 150 лет перед тем. Иоанн иерусалимский обратился к Феофил с просьбой помирить его с Епифанием. Феофил послал в Палестину пресвитера Исидора, который решил спор в пользу Иоанна, т. е. высказался за Оригена. Тот же взгляд на Оригена был официально изложен самим Феофил в его пасхальном послании. Это возбудило решительное противодействие в главной массе египетского монашества. Массы вооруженных монахов, покинув пустыню, ворвались в Александрию и, соединившись с фанатической чернью, с оружием в руках потребовали от Феофил осуждения Оригена. Патриарх уступил и высказался против Оригена. Порвав с эллинистическими традициями александрийской школы, Феофил стал на новый путь — путь демагога, который должен был привести его к господству в церкви или сделать его главарем секты. Из сторонника Оригена Феофил сделался ярым его противником. В Египте начались жестокие преследования оригенистов. Особенно Феофил обрушился на нитрийских монахов и главным образом на стоявших во главе их известных своей набожностью и ученостью четырех иноков-братьев, получивших наименование "долгих братьев". Во главе войска он отправился в Нитрию и превратил в груду развалин цветущую мирную обитель. Монахи разбежались; долгие братья с трудом спаслись и отправились искать правосудия в Константинополе. Златоуст выслушал их и, после не приведшей ни к какому результату переписки с Феофил, представил дело на рассмотрение собора. Императрица Евдоксия и двор приняли самое горячее участие в деле братьев и требовали суда над Феофил Он должен был предстать пред константинопольским епископом в роли обвиняемого, но вскоре сумел привлечь на свою сторону изменчивый двор и возбудить неудовольствие последнего против Златоуста. Почва была благоприятна, так как Иоанн своим суровым режимом и обличительными проповедями возбудил против себя массу врагов, и в том числе императрицу. Феофил соединил сопутствовавших ему египетских епископов с недовольными элементами Константинополя воедино и составил известный в истории церкви собор, при Дубе. Об обвинении Феофил не было больше и речи, о долгих братьях забыли; обвиняемым сделался Златоуст. Когда на зов собора он не явился, то был заочно осужден и низложен. Феофил торжествовал, но недолго: вследствие землетрясения Иоанн был призван обратно к власти, а Феофил должен был тайком бежать из Константинополя, чтобы спастись от раздраженной против него константинопольской черни. Когда Златоуст опять сильно раздражил императрицу, этим воспользовался Феофил и ссылкой на каноны антиохийского собора 341 г. низверг его с престола. В 404 г. Златоуст отправился в изгнание. На константинопольский престол был посажен бесхарактерный Арзакий. Фактически Феофил был первым епископом Востока. Тогда он опять переменил свое мнение об Оригене и стал по-прежнему пользоваться его сочинениями. "Ориген, — говорил Феофил, — это чудный цветник, в котором рядом с сорными травами растут прекрасные розы: я срываю только последние": Умер Феофил в 412 г. Главное сочинение Феофил, "Λόγος προσφωνητικος πρός τούς φρονοΰντας τα Ώριγένους" до нас не дошло. Также точно потеряны и другие его сочинения, кроме нескольких пасхальных посланий и дисциплинарных канонов, вошедших в состав нашей Кормчей и Книги правил. Ср. Ам. Тьери, "Св. Иоанн Златоуст и имп. Евдоксия" (М., 1884); Р. Rohrbach, "Die Patriarchen von Alexandria" (1892).

П. Гидулянов.

Смотрии так же...