Старообрядцы и сектанты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТХ
СТЫ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Старообрядцы и сектанты — Указом 12 декабря 1904 г. (п. 6) повелено было "подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения". В силу этого указа, Выс. утвержденного 11 февраля 1905 г. положением комитета министров предоставлено министру внутренних дел не позднее 3 мес. распорядиться отменой всех административных распоряжений, стесняющих свободу исповедания веры и не основанных прямо на законе. 17 апреля 1905 г. опубликованы указ и Высоч. утв. положение комитета министров "об укреплении начал веротерпимости". Этими актами постановлено: 1) отпадение от православия в другое христианское исповедание или вероучение ненаказуемо; 2) при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание несовершеннолетние дети остаются в прежней вере, а при таком же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, свыше 14 лет — остаются в прежней своей религии; 3) лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к православию принадлежали сами они или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных; 4) разрешение христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. Далее повелено установить различие между вероучениями, соединенными ныне под наименованием "раскол", разделив их на 3 группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, "сама принадлежность к которым наказуема в уголовном порядке". Наименование "старообрядцев", взамен прежнего названия "раскольников", повелено присвоить всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы православной церкви, но не признают некоторых ее обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. Помимо устройства молитвенных домов, скитов и обителей и избрания духовных лиц, настоятелей и наставников (см.), Старообрядцы и сектанты и сектантам разрешается устройство особых кладбищ, начальных школ и преподавание детям их Закона Божия, с тем, чтобы эти школы состояли в ведении мин-ва народного просвещения и преподавание в них велось применительно к утвержденным для этого типа школ программам и поручалось лицам, обладающим образовательным цензом народных учителей. Старообрядцы и сектанты и сектанты уравнены в правах с лицами инославных исповеданий в отношении заключения с православными смешанных браков. Отменены закон 4 июля 1894 г. о воспрещении штундистам молитвенных собраний, Высоч. повеление 31 марта 1898 г. о поступлении раскольников в юнкерские и военные училища и о производстве их в офицеры и ограничения, установленные 13 марта 1903 г. относительно награждения медалями за храбрость нижних чинов из молокан, духоборов и др. сектантов. Отменены особые постановления относительно печатания и ввоза в империю старообрядческих и сектантских богослужебных книг. Состоялось Высочайшее повеление о распечатании всех молитвенных домов, закрытых в административном или судебном порядке, кроме молелен, закрытых за неисполнение требований строительного устава. Указом 17 октября 1906 г. дополнены акты 17 апреля 1905 г. С наибольшей подробностью определен порядок образования и действия старообрядческих и сектантских общин, а также права и обязанности входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов. Общиной почитается "общество последователей одного и того же вероучения, имеющее целью удовлетворение религиозных, нравственных, просветительных и благотворительных потребностей его членов, собирающихся для общей молитвы в храме, молитвенном доме или ином предназначенном для сего помещении". Членами общины считаются: 1) лица, подписавшие заявление об образовании ее, 2) лица, изъявившие желание присоединиться к общине и принятые общим собранием ее, и 3) лица, записанные в книгу рождений общины. Устройство общин разрешается в месячный срок губернским (областным) правлением, по заявлению, подписанному 50 лицами; жалобы на постановления губ. правления приносятся в 1-й департамент сената. Внесенные, по постановлению губ. правления, в реестр общины пользуются правами юридического лица: им предоставлено избирать духовных лиц, настоятелей или наставников, сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договоры и обязательства, подавать иски и отвечать в суде. Сооружение храмов, молитвенных домов, скитов и обителей разрешается губернаторами или градоначальниками. Если в деятельности общины обнаруживаются действия, "противные закону и ограждающим нравственность постановлениям", то губернатор (градоначальник) может приостановить действия общины; окончательное закрытие ее зависит от губернского правления; жалобы на постановления губ. правления приносятся в сенат. Делами общины заведуют общее собрание членов общины и совет общины, который может быть заменен, по усмотрению общего собрания, духовным лицом, настоятелем или наставником. Члены совета не подлежат утверждению правительственной власти, но для избрания духовных лиц, настоятелей и наставников указ 17-го октября устанавливает целый ряд требований (грамотность, 25-летний возраст, несудимость, согласие губернатора). Избранным лицам дозволяется употребление церковного облачения, а также духовного и монашеского одеяний; среди Старообрядцы и сектанты поповщинских согласий их духовные лица могут пользоваться соответствующим старообрядческим наименованием. Духовные лица, наставники и настоятели Старообрядцы и сектанты и сектантов, наравне с духовенством вообще, освобождаются от призыва на военную службу, пользуются соответствующими правами относительно удостоверения духовных завещаний и освобождаются от присяги на суде. Указом 17 октября определен также порядок ведения метрических книг Старообрядцы и сектанты и сектантов. В общинах, признающих духовных лиц, ведение книг возлагается на этих лиц, под контролем советов общин. В общинах, не признающих духовных лиц, метрические книги ведутся в городах — городскими управами или городскими старостами, в уездах — волостными правлениями. Для сектантов этих общин указ узаконивает гражданский брак.

Литература. А. М. Бобрищев-Пушкин, "Суд и раскольники-сектанты" (1902); А. Старообрядцы и сектанты Пругавин, "Старообрядчество во 2-й половине XIX в. Очерки по новейшей истории раскола" (М., 1904); его же, "Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства" (2 вып., 1904); его же, "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" (2-е изд. 1906); его же, "Раскол и сектантство в русской народной жизни" (М., 1905); К. К. Арсеньев, "Свобода совести и веротерпимость" (1905); Г. Блосфельдт, "Положение иноверцев и раскольников по своду законов" ("Журн Мин. Юст.", 1905, III); А. И., "Новый закон о Старообрядцы и сектанты и сектантах" ("Право", 1906, № 42).

H. Ив—ко.

Смотрии так же...