Солнцев Федор Григорьевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

СолнцевФедор Григорьевич — живописец и археолог (1801—92 г.). Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина, поместил сына в своекоштные ученики Академии худ. (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руководством Солнцев Федор Григорьевич Щукина и А. Егорова, Солнцев Федор Григорьевич быстро выказал успехи в живописи. При окончании академического курса, в 1824 г., за картину "Крестьянское семейство", он получил мал. золот. медаль, а в 1827 г., за картину "Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови" — большую золотую медаль. После этого Солнцев Федор Григорьевич оставил Академию и некоторое время добывал средства к жизни уроками рисования, писанием портретов и т. п. Тогдашний президент Академии, А. Оленин, стал направлять Солнцев Федор Григорьевич на ту дорогу, на которой Солнцев Федор Григорьевич потом получил известность. Благодаря Оленину, молодой художник сделался археологом-рисовальщиком и на всю жизнь приковался к исследованию и изображению различных памятников старины. В 1830 г., по Высочайшему повелению он был отправлен в Москву и др. места Империи "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов". Солнцев Федор Григорьевич тщательно воспроизводил акварелью всякую старинную вещь, имеющую какое-либо историческое значение, и все свои рисунки пересылал Оленину, который постоянно руководил этими работами (особенно первые годы) и давал ему подробные инструкции. За свои работы Солнцев Федор Григорьевич причислен в 1833 г. к Академии и к Кабинету Его Величества. С этой поры начинается целый ряд поездок Солнцев Федор Григорьевич по старинным городам России для срисовывания отечественных древностей. До 1836 г. он работал в Новгороде, Рязани, Москве, Торжке и др. городах; в Москве занимался в Оружейной Палате, в Успенском и Архангельском соборах и в других местах. Срисовывая и подробно исследуя царскую утварь в Оружейной Палате, он сделал открытие, что так называемые венец и бармы Мономаха изготовлены при царе Михаиле Федоровиче, в Греции. Кроме того, он делал. наезды в Рязань, Юрьев-Польский, Смоленск и др. города. В конце 1835 г. он получил от Акад. программу для получения звания академика: написать картину "Встреча вел. кн. Святослава с Иоанном Цимисхием". Чрез год эта картина (нах. в музее имп. Александра III) была окончена, и Солнцев Федор Григорьевич сделан академиком. Почти одновременно c этим Солнцев Федор Григорьевич занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, сочинил проекты их реставрации и по ним терема к концу 1836 г. были возобновлены вполне. Император Николай, веривший безусловно в познания Солнцев Федор Григорьевич, поручил ему срисовать многие из вещей, находящихся в Оружейной Палате и в Благовещенском соборе. Из громадного количества солнцевских рисунков, изображающих древности — а их всего наберется более 3000—ни один не миновал глаз Государя. Исполняя его поручение, Солнцев Федор Григорьевич определил, между прочим, что так. называемая корона астраханского царства сделана при Михаиле Федоровиче, а корона сибирская — при Алексее Михайловиче. С 1837 по 1843 г. Солнцев Федор Григорьевич работал преимущественно в Москве, хотя и посещал другие старинные города. В то же время он принимал участие в устройстве московского Большого Дворца, построенного на месте прежнего, сгоревшего в 1812 г. Когда, в 1843г., Оленина не стало, Государь взялся сам руководить Солнцев Федор Григорьевич и отправил его в Киев для срисовывания и восстановления тамошних древностей. Отсюда начинается новая эпоха карьеры Солнцев Федор Григорьевич, продолжавшаяся десять лет. Летом он трудился обыкновенно в Киеве, а на зиму перебирался в СПб., куда привозил с собой каждый раз от 80 до 100 рисунков, которые были представляемы им Государю. Осматривая Киево-Софийский собор, он открыл там стенные фрески XI века. Не ограничиваясь этим открытием, которое можно считать одной из важнейших заслуг Солнцев Федор Григорьевич, он приступил, по Высочайшему повелению, к восстановлению внутренности означенного собора по возможности в том виде, какой она имела, и окончил этот труд в 1851 г. Сверх того, Солнцев Федор Григорьевич снимал виды некоторых храмов, делал рисунки внутренности собора Киево-Печерской лавры, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Запад. России, учрежденной в 1844 г., и был назначен в члены комитета для издания снятых им рисунков. Это издание продолжалось с 1846 по 1853 г. и составило шесть громадных томов "Древностей Российского Государства", в которых большая часть рисунков (до 700) принадлежит Солнцев Федор Григорьевич Крымская война, кончина императора Николая I и наступление эпохи реформ в царствование его преемника на престоле — все это отодвинуло Солнцев Федор Григорьевич на второй план. Тем не менее, с 1853 г. он работал для СПб. Исаакиевского собора, исполнял заказы св. синода, каковы, напр., рисунки антиминсов, изображения святых для помещения в молитвенниках, святцы и т. п.; в течение восьми лет он заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей запад. губерний. С 1859 г. Солнцев Федор Григорьевич снова получает официальные командировки (напр. во Владимир-на-Клязьме) и причисляется к имп. археологической комиссии. Ввиду его заслуг, Академия худ. в 1863 г. дала ему титул ее почетного вольного общника. В 1876 г. было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности Солнцев Федор Григорьевич, причем поднесена ему выбитая в его честь золотая медаль, и он возведен в звание профессора. Не обладая особенно ярким художественным талантом, Солнцев Федор Григорьевич занял весьма видное место в истории русского искусства своей неутомимой деятельностью на поприще изучения художественных памятников отечественной старины: им исполнено несчетное количество рисунков всякого рода древностей России, из которых многие были потом изданы и составили драгоценный вклад в нашу археологию. Очень любопытны также рисунки простонародных, теперь по большей части уже исчезнувших костюмов разных местностей России, которые Солнцев Федор Григорьевич с любовью изучал и воспроизводил во время своих путешествий; наконец, ему многим обязаны как русское иконописание, так и орнаментистика построек и утвари, преимущественно церковной.

Ср. Н. Собко, "Ф. Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность" ("Вестн. изящн. иск.", т. I, стр. 471); "Моя жизнь и художественно-археолог. труды", рассказ Ф. Г. Солнцев Федор Григорьевич ("Русск. Старина", 1876, №№ 1, 2, 3, 5 и 6); Ф. Булгаков, "Наши художники" (т. II, СПб., 1890).

E. Тарасов.

Смотрии так же...