Салутати

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САЛ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЧ
САШ
САЯ

Салутати Коллуччо (Colutius Salutatus, Colluccio Salutati, 1331—1406) — один из самых выдающихся итал. гуманистов второго поколения, родом из Флоренции. Изучал юриспруденцию в Болонском унив., но скоро погрузился в гуманистические занятия и с жаром принялся отыскивать рукописи древних авторов. Петрарка ревниво берег собранные им рукописи и очень неохотно ссужал ими друзей; Салутати, наоборот, старался привлечь молодежь к изучению классиков и щедро раздавал свои рукописные сокровища. Едва ли не он первый начал сравнивать различные рукописи, с целью установить лучшее чтению. При Урбане V (1362—70) Салутати был апостольским секретарем авиньонской курии; затем был избран канцлером республики во Флоренции и сохранял этот сан до конца жизни. Салутати — наиболее характерная фигура среди гуманистов переходной эпохи. Ни у кого старое средневековое миросозерцание не сохранилось в такой яркой форме и вместе с тем никто до него не отдавался делу гуманистической образованности в такой степени, как он. Старые и новые элементы уживаются в его произведениях порою вопреки вопиющему противоречию. Салутати иногда чувствует это и делает большие усилия, чтобы примирить элементы отживающего мировоззрения с молодыми веяниями Возрождения. В трактате "De fato et fortuna", напр., он, с одной стороны, выставляет божество как причину причин, проповедует провиденциализм и детерминизм, ссылается на средневековые авторитеты, как Боэций, Авиценна, считает благочестие высшей добродетелью; с другой стороны, в том же трактате бросается в глаза преобладание этического интереса над метафизическим, столь характерное для гуманизма, глубокая и искренняя любовь к древности, заставляющая его идти даже на рационализм (напр. в вопросе о гаданиях), не говоря уже о проповеди свободы воли бок о бок с принципом детерминизма. Другой его трактат, "De seculo et reilgione", сделал бы честь любому из теоретиков аскетизма XI в. Мир есть поле диавола, арена искушений, фабрика зла и порока, печальное веселье, ложная радость; безумное ликование, озеро несчастий, крушение добродетелей, слепой путь, тюрьма, театр бесчестия, дом горя и т. д. Жена и дети — цепи, привязывающие человека к греховному миру; собственность — источник прегрешений; общество порождает пороки. Идеал общества — естественное состояние (aetas prima). Средство для спасения — католическая церковь. Идеал человека — монах, идеал человечества — монашество. И наряду с этим встречаются чисто гуманистические идеи. Католическая церковь превращается в средоточие греха, богослужение — в жалкую комедию. Мир, который предавался проклятию, объявляется созданием Бога и полным красоты. Человек — среднее между ангелом и животным; в нем есть задатки бесконечного совершенствования. Человеческая воля не только свободна, но и наклонна к добру; задача человеческой жизни сводится к борьбе со злом, обильно рассыпанным вокруг человека. То же соединение гуманистического элемента с аскетическим наблюдается и в других произведениях Салутати Его небольшая речь о Лукреции, написанная под очевидным влиянием бл. Августина, проводит новый принцип: честь дороже жизни, ценность человека — в его достоинстве; средневековый аргумент, что тело не может согрешить без участия духа, объявляется несостоятельным. Дидактический трактат "De labori b us Herculis" написан на мифологический сюжет. В трактате "Quod medici eloquentiae studeant" доказывается, что медику не следует быть узким специалистом: он должен стремиться к широкому общему образованию. Тут Салутати пошел дальше Петрарки. Трактат "De tyranno" характерен для политических взглядов Возрождения. Идеал Салутати, как и идеал Боккаччио, — народовластие; к тирании оба относятся отрицательно, но Салутати исследует юридические условия возникновения тирании и убийства тирана. Тирания имеет место, когда власть захватывается вопреки праву и когда ею пользуются вопреки справедливости. В первом случае убивать можно безусловно, во втором нужен суд. Салутати принадлежит еще латинская поэма "О войне Пирра с римлянами", до нас не дошедшая, несколько мелких рассуждений и письма, представляющие ценный материал для истории тогдашних отношений. См. А-др Веселовский, "Вилла Альберти" (М., 1870); Salmi, "Biografia di Салутати S." (Лукка, 1879); Novabi, "La giovinezza di C. S." (Турин, 1888); Mezi ères, "Pé trarque" (П., 1868); M. Корелин, "Ранний итальянский гуманизм и его историография" (М., 1892).

А. Дживелегов.

Смотрии так же...