Петрарка

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Петрарка Франческо (Petrarco, 1304—1374) — знаменитый итальянский поэт и гуманист, род. в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Parenzo, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии "белых" (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего Петрарка переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра. Здесь Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании курса (1319) Петрарка по желанию отца начал изучать право сначала в Монпеллье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но право совсем не интересовало Петрарку, который все более и более увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не сделался юристом, а посвятился в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, Петрарка сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз. Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрел домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарка и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Будучи пламенным патриотом, Петрарка увлекся попыткой Кола ди Риенцо и писал ему сочувственные письма, что испортило его отношение с Колонна и побудило его переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—45 и 1347—51), где он завязал многочисленные дружеские связи, между прочим с Боккаччио, Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарка волшебником ввиду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого Петрарка посетил по его приглашению еще во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—67), где жила его незаконнорожденная дочь с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провел при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер. Произведения Петрарка распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию (Canzoniere) и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Канцоньере Петрарка заключает в себе сонеты и канцоны, изображающие любовь Петрарка к Лауре при ее жизни и после ее смерти, несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта — Триумфы (Trionfi), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Канцоньере, выдержавшее уже до начала XVII в. около 200 изданий и комментированное целой массой ученых и поэтов от Л. Марсильи в XIV в. до Леопарди в XIX в., определяет значение Петрарка в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарка, которые определяют его значение как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству ("Epistola ad posteros") излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарка с блаженным Августином ("De contemptu mundi" или "De secreto conflictu curarum suarum"), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарка и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарка к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата ("De remediis utriusque fortunae", "De vita solitaria", "De otio religioso" и "De vera sapientia"). Оставаясь строго верующим католиком. Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и др. произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причем резко нападает на схоластиков и на современное ему духовенство (особенно в "Письмах без адреса" — "Episto l ae sine titulo"). Критическое отношение Петрарка к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия ("Contra medicum quendam invectivarum libri IV"), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V ("Contra cujusdam Galli anonymi calumni a s apologia"), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарка ("Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum") и полемический трактат против авероистов ("De sui ipsius et multorum ignorantia"). Критицизм Петрарка и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — "De rebus memorandis libri IV" (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.) и "Vitae virorum illustrium" — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарка ("Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV" и "Epistolae seniles libri XVII"), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо). Меньше значения имеют речи Петрарка, произнесенные им при разных торжественных случаях, его путеводитель в Палестину (Itinerarium Syriacum") и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории ("Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum), эпическая поэма "Африка", где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение Петрарка в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с ее критическим отношением к современности и к прошлому, с ее попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Наиболее полное собрание сочинений Петрарка — "Opera omnia" (Базель, 1554); лучшее издание его переписки Fracassett, "Epist. famil. et variae" (Флоренция, 1854—63) и в итальянском переводе с многочисленными примечаниями (Флоренция, 1863—67). Полное издание биографий знамен. людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарка изданы Hortis ("Scritti inediti F. Р.", Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарка — Carducci ("Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi", Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарка "Philologia", ему приписываются находящиеся в рукописях: "Vita Senecae", "Sententia de Terentii vita", "De casu Medeae" и "Comoedia super destructionem Caesenae". Лучшие из новых биографий Петрарка: De-Sade, "M émoires pour la vie de F. P." (Амстердам, 1744—47); M éziè res, "Petrarque" (Париж, 1868); L. Geiger, "Petrarka" (Лейпциг, 1874); Zumbini, "Studj sul P." (Неаполь, 1878); K ö rting, "P. Leben und Werke" (Лейпциг, 1878). Указатель литературы о Петрарка — Ferrazzi, "Bibliografia Petrarchesca" (Бассано, 1877). На рус. яз.: Де-Губернатис, "Фр. Петрарка и его юбилей" ("Вестн. Европы", 1874 г., кн. 9); Корелин, "Петрарка как политик" ("Русская мысль", 1888 г., кн. 7 и 8).

М. К.

Смотрии так же...