Леопарди

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕА
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ
ЛЕЭ

Леопарди (Джакомо, граф) — знаменитый итальянский поэт-пессимист (1798-1839); принадлежал к старинной дворянской семье Церковной Области. Отец его, граф Мональдо Леопарди, был весьма образованный человек и небезызвестный публицист крайнего консервативного и клерикального направления. Болезненный и слабый от природы, чуждавшийся общества и развлечений и предававшийся пагубному пороку, Леопарди рос почти одиноким в семье, где деспотизм отца и пустота матери тяготели над детьми. С детства он погрузился в книги и к 15-летнему возрасту обладал громадной и разносторонней эрудицией, в особенности в области древней истории и языков (он вполне владел греческим и еврейским языками и несколькими новыми). Его филологические сочинения и стихотворные и прозаические переводы из древних, начавшие появляться уже с 1815 г., обратили на себя всеобщее внимание; когда Нибур познакомился с автором, он был поражен, увидев мальчика вместо седовласого ученого. Первые произведения Леопарди проникнуты мистицизмом и религиозностью, но уже к 20-летнему возрасту в нем совершается перелом. Исходя из благоговейного преклонения перед древностью, он приходит к отрицанию современного ему политического положения Италии, затем к религиозному скептицизму и кончает последовательным атеизмом и материализмом. Первым ярким выражением его нового направления была известная ода "К Италии" (1818 г., русск. переводы Буренина и Помяна); в звучных стихах (без рифм), полных ярких образов и глубокого меланхолического чувства, он оплакивает здесь упадок своей родины, проводя параллель с ее древней силой и говоря об Италии как о едином целом, когда Италия была еще лишь "географическим термином". Следующими стихотворениями в том же роде были: "К памятнику Данте" и "К Анджело Маи". Эти произведения вызвали крайнее недовольство отца. Леопарди покинул родной дом и в вечных поисках за куском хлеба переезжал с места на место; политические воззрения его мешали получить какое-нибудь постоянное занятие в Италии, а предложение Нибура переехать в Берлин и занять кафедру итальянской литературы он сам отверг, не желая расставаться с родиной и опасаясь берлинского климата. Успокоился он только тогда, когда поселился у друга своего Раниери, в Неаполе (1831), где и провел последние годы жизни. Глубоко пессимистическое мировоззрение Леопарди с особенной яркостью выразилось в его стихотворениях (1-е изд. 1824), прозаических рассказах "Operette morali" (1826) и "Pe n sieri", а также в его (изданной после смерти) переписке со многими итальянскими и иностранными друзьями, преимущественно учеными и литераторами. "Для меня" — так рассуждает Леопарди — "жизнь есть просто зло, но не для меня одного; жизнь ведет нас всех к смерти; природа порождает уничтожение и сама им же питается — следовательно, истинная сущность, единственная реальность есть смерть; все прочее — жалкие иллюзии; можно в них верить, можно себя обманывать — но человек, обладающий благородным мужеством смотреть истине в глаза, не станет убаюкивать себя мечтами о загробной жизни, о благости Провидения". Такова в общих чертах философия Леопарди, к которой Шопенгауер относился с глубоким уважением. Нетрудно, однако, отыскать черты сходства Леопарди не только с Шопенгауером, но и с Байроном. Леопарди видит печальное положение родины и Европы, негодует на социальные условия современной жизни, верит в то, что счастье и добродетель царили в древнем мире, проклинает виновников бедствий родины. Это сделало Леопарди одним из любимейших поэтов "молодой Италии". В 1879 г. на родине Леопарди, Реканати, где в 1830 г. не нашлось и 6 подписчиков на его сочинения, ему воздвигнут памятник. Сочинения Леопарди изданы Ranieri: "Opere" (Флоренция, 1845, нов. изд. 1880); сюда не вошли "Studi filologici" (там же, 1845, потом 1 8 53) и "Saggio sopra gli errori popolari degli antichi" (1846, нов. изд. 1861). Отдельно изд.: "Le poesie" (Флор., 1886), "Epistolario" (1849 и 1886), "Lettere inedite" (Читта ди-Кастелло, 1881), "Opere inedete" (Галле, 1878-80), "Scritti editi sconosciuti " 1885). Переводы на русский язык: "Стихотворения Леопарди" (Помяна, СПб., 1893). Отдельные стихотворения в пер. Граве, Курочкина, Плещеева, Буренина, Вейнберга, Минаева в "Отеч. Записках" (1869, № 11; 1872, № 6; l875, № l2), "Деле" (1869, № 12), "Беседе" (1871, № 2), "В. Европы" (1870, № 12; 1871, № 5), "Русск. Слове" (1865, № 1). Ср. Cappeletti, "Bibliografia Leopardina" (Парма, 1882); Bouch é Leclerq, "G. L." (Пар., 1874); Ranieri, "Sette anni di sodalizio con L." (Неаполь, l880); Teresa Leopardi, "Notes biographiques sur L. et sa famille" (Пар., 1881); Montefredini, "La vita e le opere di G. L." (Милан, 1881); Piergili, "Nuovi documenti intorno alla vita e agli scritti di G. L." (2-е изд., Флоренция, 1889); De Sanctis, "Studio su G. L." (Неаполь, 1885); Cesareo, "Nuove ricerche su la vita e le opere di G. L." (Неаполь, 1893); Sainte-Beuve, "Portraits contemporains et divers" (Пар., 1885); Gust. Brandes, "G. L's Dichtungen" (Галле, 1883); Вл. Штейн, "Граф Д. Леопарди и его теория infelicit á " (СПб., 1891).

В. Водовозов.

Смотрии так же...