Рай земной и небесный

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Рай земной и небесный (Рай земной и небесный по-евр. закрытый сад). — Различаются два Рай земной и небесный: 1) "земной", "Рай земной и небесный сладости", насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по выражению книги Бытия, "на востоке" (от того места, где написана эта книга, т. е. вероятно — Палестины), в стране Едемской. Мнения о том, в каком именно месте находился этот Рай земной и небесный, различны. При описании его, находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший Рай земной и небесный, был источником четырех рек — Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом основании одни ищут Рай земной и небесный в Восточной Азии, считая Рай земной и небесный целую страну Едем; другие находят его между Евфратом и Гангом, причем в названиях Геона и Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением Рай земной и небесный Сирию (принимая Фисон за Хризоррой и Геон — за Оронт), Месопотамию или Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный Рай земной и небесный, совмещавший в себе все, что было прекрасного в первозданной природе. 2) Рай земной и небесный небесный — "царствие", уготованное Богом от начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать за тем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания об этом Рай земной и небесный очень кратки. В этот Рай земной и небесный вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в него разбойник (Лук. XXIII, 43); об этом Рай земной и небесный Иисус Христос говорил апостолам: "в дому Отца моего обители многи суть, — иду уготовать место вам", а апостол замечал: "если земная наша храмина, тело, разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечную в небесах" (2 Кор., V, I). Рай земной и небесный небесный, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель, или "первое небо"; за ним, выше, есть еще небеса (Апок. VI, 9; VII, 9; IV, 4). Не более, чем Св. Писание, сообщает о Рай земной и небесный священное предание. Климент Римский говорит об ап. Петре. что он по смерти "отошел в место славы", о Павле — что он "по кончине отошел в место святое". Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они "пребывают в подобающем месте у Господа". Ириней Лионский замечает, что "преложенные (т. е. умершие на земле праведники) преложены в Рай земной и небесный, ибо Рай земной и небесный приготовлен для людей праведных и духоносных". Иларий, Григорий Нисский и др. говорят о "лоне Авраамовом" в Рай земной и небесный, как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по всеобщем воскресении и страшном суде". Ипполит и Тертуллиан Рай земной и небесный, или небо, как специальное место селения мучеников и пророков отличают от лона Авраамова как селения праведников. По словам Киприана, "смерть для праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность для жизни у Бога и со Христом в Рай земной и небесный или царствии небесном". По Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радостей, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими. Афанасий Вел. говорит: "вопрос, где находятся отшедшие души, — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас". Григорий объясняет неполноту сказания книги Бытия о Рай земной и небесный земном тем, что "обычай есть писанию о недоумеваемых доселе творить сказание просто и немногоопытно". Все отцы церкви учили, что души святых в райских небесных обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые (Григорий Богослов, Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном Рай земной и небесный, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле. Это учение на вселенских соборах Халкидонском и 11-м Никейском возведено в догмат церкви. Некоторые из позднейших богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу которой они признают несомненно действительными все те видения Рай земной и небесный и хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и новые агиографы. Ряд этих сказаний о Рай земной и небесный открывается сказанием о мученичестве св. Перепетуи (умер в 203 г.), где Рай земной и небесный небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях Рай земной и небесный ему усвояется все, что можно себе представить прекрасного в природе. Для христианского искусства Рай земной и небесный с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения во фресках, на саркофагах, в мозаиках катакомб, а равно вообще в живописи. Православное церковное учение о Рай земной и небесный резюмируется в литургических памятниках, а также в молитвословиях погребальных. В древнейшем тексте (александрийском) литургии Василия Вел. церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных "в место злачно, на воды упокоения, в Рай земной и небесный веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, в свет святых". В молитвах поминовения усопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего "в место светло, злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". См. епископ Сильвестр, "Опыты прав. догмат. богословия" (т. V); монах Митрофан, "Как живут наши умершие по смерти" (1887); Г. К. Властов, "Библейская летопись" (СПб., 1875); H. H. Глубоковский, "Обращение Савла" ("Христианское чтение", 1896); H. И. Глориантов, "Взгляд на отношения геологии к библейским сказаниям" (там же, 1861); Новорусский, "О шестидневном творении" ("Православное обозрение", 1886—8 7); Е. И. Ловягин, "Библейское учение о творении" ("Странник", 1863); H. А. Сергиевский, "О творении" ("Православное обозрение", 1873); "Рай и ад" ("Христианское чтение", 1840); Ловягин, "Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле" (там же, 1867); "О воздаянии после частного суда" (там же, 1852); "О разности наград и наказаний по смерти" (там же, 1826).

Смотрии так же...