Равенство, в политике

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Равенство, в политике — Равенство как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан; рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом, это было равенство с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В Древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой ίσουομία, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего миpa. В области религии принцип Равенство перед Богом был провозглашен христианством (о Христе бо Иисусе несть еллин, ни иудей, раб ни свободь, но всяческая и во всех Христос). Средние и новые века, до XVIII века включительно, были эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств — сословных, классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии воскресила в XVIII в. идею Равенство; наиболее ярким ее выразителем явился Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но и духовно; воспитание и общественные условия вносят в их среду неравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Равенство, забытое цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться, — назади. Начало политического Равенство осуществлено в американской конституции, а затем нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во французской революции. Равенство, свобода и братство провозглашены основными правами человека и гражданина (см. Декларация прав). Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Все люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3: "Все люди равны по рождению и перед законом". Конституция 1848 г., ст. 4: "Французская республика признает принципом свободу, Равенство и братство". Из французских конституций принцип Равенство перешел во многие швейцарские, частью даже в германские. В течение всего XIX в. происходила борьба за распространение принципа Равенство на все гражданские и общественные отношения. Философская основа этого принципа (Равенство всех по рождению) давно оставлена, как совершенно несостоятельная, но тем не менее Равенство является главным требованием современной демократии. В противоположность демократии греческой демократия современная проводит его без различия расы, класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию обстоятельств делая те или иные исключения (прежде в Америке для цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин; см. Демократия. В принцип Равенство, как оно понимается ныне, входят: Равенство перед законом и судом (уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно уголовного и процессуального права); Равенство обязанностей по отношению к государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и имущественных (не в смысле абсолютного Равенство обложения, а в смысле Равенство тяготы); Равенство прав на участие в управлении государством (всеобщее голосование, распространяемое последовательными демократами и на женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые, опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в действительности и требуемых в будущем демократией, и, наконец, 3) на невозможность вполне последовательного проведения принципа Равенство (малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоваться равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах. на управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Равенство перед законом и даже Равенство в правах на управление остается пустым звуком, пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия; так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Равенство в том виде, как он выставлен французской революцией, критикуется как буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического равенства. См. Социализм.

В. В-в.

Смотрии так же...