Песнопения в православных храмах

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Песнопения в православных храмах — составляют необходимую принадлежность богослужения, как и у христиан почти всех других вероисповеданий, от самого начала церкви Христовой. Отрывки из церковных Песнопения в православных храмах сохранились еще от времен апостольских в Св. Писании (Ефес., V, 14; 2 Тим., II, 11; 1 Тим., III, 16; Апокалипсис, V, 9; XI, 15; XV, 3; XXI, 13). Несколько Песнопения в православных храмах, в том числе "Свете тихий...", "Хвалите отроцы Господа", "Благословен еси, Господи...", находятся в "Постановлениях апостольских". Затем следуют Песнопения в православных храмах гимнологов, уже известных по именам (см. Филарет, архиепископ черниговский, "Обзор песнопевцев и Песнопения в православных храмах греческой церкви", 1864). Названия Песнопения в православных храмах в разное время были различны: в посланиях апостольских (Ефес., V, 19; Колос., III, 16) — ψαλμοί, ύμνοι, ώδαί, во времена послеапостольские — άσμα, μέλος, τροπος. Названия эти указывают не только на то, что все эти виды лирики назначались для пения (в храме), но также на их особый, в подлиннике, склад речи, точное определение которого с течением времени стало невозможным и ныне составляет лишь предмет догадок ученых (см. Gerbert, "De cantu et musica sacr.", 1874; A. Lwow, "Ueber den freien Rhytmus des altrussischen Kirchengesangs", СПб., 1859). Со времени вселенских соборов, в византийской империи церковное песнотворчество, разнообразное по содержанию, делится на множество видов, с особыми для каждого названиями, указывающими то на содержание Песнопения в православных храмах, то на время его пения при богослужении, то на внешнюю форму и взаимное отношение Песнопения в православных храмах Таковы названия: антифоны, акафисты, богородичны, блаженны, величания, екзапостиларии, задостойники, икосы, ипакои, ирмосы, каноны, катавасии, кондаки, многолетия, мученичены, непорочны, отпустительны, парастас, седальны прокимны, самогласны, самоподобны, светильны, славословия, стихиры, стихиры стиховны, трипеснец, тропари и т. д. (объяснение значения этих названий см. в кн. прот. К. Т. Никольского). Все церковные Песнопения в православных храмах собраны и распределены, применительно к условиям их богослужебного употребления, в богослужебных книгах (служебнике, октоихе, минеях, часослове, триодях, акафистниках, канонике, ирмологии и проч.). Главный вопрос в христианской гимнологии касается внешней формы Песнопения в православных храмах Одни ученые (Свида, Л. Алляций, в новейшее время Люфт в своей "Литургике", Кайзер — в "Beitr ä ge zur Geschichte d. Kirchenhymnen", 1868, и др.) думают, что кроме трех канонов св. Иоанна Дамаскина (на Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятницу), писанных правильными ямбическими стихами, все прочие Песнопения в православных храмах церкви восточной писаны, в греческих подлинниках, обыкновенной прозой. Другие ученые утверждают, что Песнопения в православных храмах, если не все без исключения, то в большинстве, имели тот же самый метр, как и поэтические произведения древних греков. В XII в. византийский грамматик Триха объяснял правила греческого стихосложения примерами греческих церковных Песнопения в православных храмах Существует предположение, что в греческих тропарях "скрываются" рифмы лирических од и трагических хоров древних греков, на том основании, что многие из тропарей написаны равными по числу слогов строками, и что во многих рукописях Песнопения в православных храмах точки расставлены не по обычному для этого знака порядку. Ныне считается несомненно доказанным, что стихотворений метрических, составленных по образцу древнегреческих, в церкви не существовало. Христиане прямо чуждались этой формы, как и всего языческого. Стихотворения христианских писателей (Климента Александрийского, Мефодия и др.), писанные метрически, не входили в состав пения богослужебного. Афанасий и Златоуст восставали против гимнов, составленных по примеру языческих (что имело место у еретиков); последний называл их "сатанинскими песнями". Иероним говорит, что Богу нужно петь "не голосом, а сердцем, и не умащать гортань сладостями, по примеру трагиков, так чтобы в церкви слышались напевы и песни театральные". Начиная с VIII в., метрический размер древней поэзии исчезает, и вместо него появляются так называемые сенарии (шестистопные ямбы), "Анакреонтовы стихи" (четырехстопные ямбические) и "политические стихи" (пятнадцатисложные строки, произносимые наподобие ямбических). В новейшее время кардинал Питра ("Hymnographie de l' é glise Grecque", Рим, 1867), признавая отыскивание в христианской гимнологии классических метров трудом совершенно напрасным, высказал новый взгляд, по которому гимны церковные имеют поэтический размер, но не метрический или тонический, а силлабический, который сделался господствующим у всех новых народов. Все многочисленные каноны, а также песни "октоиха", по его мнению, изложены по законам силлабической симметрии. Размер этот, по мнению Питры, не имеет недостатка ни в гибкости, ни в разнообразии, ни в точности; строфы, попеременно то тяжелые, то легкие, состоят то из одиннадцатислоговых стихов, правильно соразмеренных, то из более кратких. Акростих часто проходит по начальным или средним буквам Песнопения в православных храмах Происхождение силлабической формы Песнопения в православных храмах Питра приурочивает к личности и эпохе Романа Сладкопевца (по одним — конец V в., по другим — начало VIII в.). Теория Питра оставляет, однако, без объяснения формы нескольких групп Песнопения в православных храмах очевидно не силлабических. По В. Кристу ("Anthologia graeca carminum Christianorum", Лейпциг, 1871), при полном отсутствии построения метрического древнегреческого, в церковных песнопениях все-таки соблюдается поэтическая норма, заключающаяся не только в силлабической равночисленности слогов в стихах, но и в пропорциональной равномерности ударений или акцентов. Место долгих и коротких слогов стихосложения метрического здесь заступают ударения, на известном, правильном расстоянии одно от другого. Новейший (1878 г.) исследователь этого вопроса, профессор Е. И. Ловягин, доказывает, что форма истинно-поэтическая несомненно свойственна церковным Песнопения в православных храмах, но она ни древне-метрическая, ни силлабическая, как учит Питра, ни метротоническая, как доказывает Крист. Тот факт, что И. Христос, при совершении последней своей ветхозаветной пасхи и первой христианской евхаристии, воспел, вместе с апостолами, псалмы Давида, показывает, что в форме Песнопения в православных храмах Христос следовал примеру церкви ветхозаветной. В христианском богослужении первых веков пелись десять гимнов ветхозаветных праведников, начиная от Моисея до вавилонских отроков; первые песни собственно христианские — Симеона, Захарии, Елисаветы, Пресвятой Девы Марии Богородицы — также составлены в духе и форме еврейской священной поэзии. Василий Великий Златоуст, Амвросий и Августин часто говорят о христианских Песнопения в православных храмах, об их превосходстве перед языческими, и говорят о них наряду с песнями пророческими и Давидовыми. О многих стихирах — например, так называемых Анатолиевых — положительно известно, что они составлены по образцу ветхозаветных поэтических творений. Названия стихир и ирмосов показывают теснейшую связь их с книгой псалмов. Из всех этих данных Е. И. Ловягин заключает, что поэтические элементы греческих Песнопения в православных храмах суть элементы еврейской поэзии, согласно ее характеристики новейшими учеными — Леем (Ley, "Ueber Rhythmus und Strophenbau der Hebr. Poesie", в "Jahrb. f ür Philologie und Pä dagogie", 1871) и А. Олесницким ("Рифм и метр ветхозаветной поэзии", "Труды Киевской Академии", 1872). Протоиерей Павский (см.) также держался мнения о генетическом или аналогическом отношении стихосложения греческих церковных Песнопения в православных храмах к древнееврейскому стихосложению, особенно останавливаясь на параллелизме мыслей и стихотворных фраз в книге Притчей и других особенностях еврейской священной поэзии. Христианское церковное песнотворчество продолжалось во все время существования русской церкви и продолжается доселе. Все канонизованные святые русской церкви имеют свои особые тропари и кондаки, иногда — целые службы, составленные по поручению церковной власти. Сложены они по форме однородных богослужебных песнопений церкви греческой, находящихся в употреблении, в славянском переводе, в современной богослужебной практике православной церкви. Как русские церковные песнописцы новейшего времени особенно известны Кирилл, епископ мелитопольский (канон и акафист св. Александру Невскому) и Антоний, епископ чебоксарский, ректор казанской академии (канон и акафист св. Тихону Воронежскому). Гимнологическая деятельность церкви проявляется также в изменениях, вносимых, с утверждения св. синода, в разные чины и молебные пения, прежде составленные. Так, в чине "молебного пения, бываемого в день Рождества Христова", по случаю "избавления России от нашествия галлов и с ними два-десяти язык", составленном митрополитом Филаретом московским, в позднейшее время Св. Синодом, с разрешения Государя Императора, выпущены две фразы, резкие по отношению к французам. Гимнография православной церкви — самый мало разработанный отдел русской "литургики". Бесчисленные списки древних рукописных "чинов" богослужения и его частей, хранящиеся в библиотеках рукописей при духовных академиях, в Румянцевском музее, императорской публичной библиотеке, иногда не имеют даже хорошей каталогизации (например, "чины" богослужебные в рукописях спб. духовной академии). Четыре-пять монографий о деталях древнерусского богослужения, имеющиеся в нашей литературе, составляют лишь начало исследования этого предмета. Указание сочинений западной литературы о песнопении Церкви восточной см. в названной выше статье Е. И. Ловягина.

Н. Б—в.

Смотрии так же...