Перемазовщина

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПЕЙ
ПЕА
ПЕБ
ПЕВ
ПЕГ
ПЕД
ПЕЕ
ПЕЖ
ПЕЗ
ПЕЙ
ПЕК
ПЕЛ
ПЕМ
ПЕН
ПЕП
ПЕР
ПЕС
ПЕТ
ПЕУ
ПЕХ
ПЕЦ
ПЕЧ
ПЕШ
ПЕЩ

Перемазовщина — старообрядческий толк, обособившийся в беглопоповщине под влиянием споров о чиноприеме иереев, переходящих из православия. Вопрос этот решался на практике не одинаково: в одних общинах иереев перекрещивали в полном облачении (чтобы "благодать не улетела на небо"), в других (в большинстве) — принимали только вторым чином (т. е. через миропомазание), в третьих, наконец, ограничивались третьим чином (т. е. отречением от ересей). В 1777 г. наставники Рогожского кладбища, следовавшего второму мнению, "отважились составить некое составление от нарда и некиих благодухновенных качеств", т. е. задумали сварить миро, в котором ощущался недостаток (см. Беглопоповщина). Это мироварение чрезвычайно обострило вопрос, не возбуждавший раньше открытых пререканий, и привело к выделению Перемазовщина в особую секту. Стародубские слободы (где процветало Дьяконово согласие) выступили с открытым протестом против самоуправства Рогожского кладбища, решившегося на столь важный акт без совета с остальными. Чтобы оправдать свой поступок и прийти к окончательному решению вопроса о чиноприеме, рогожские старообрядцы составили у себя собор, получивший впоследствии название "перемазанского". Собор имел десять "седений" (заседаний), происходивших поочередно в домах именитых московских старообрядцев в период с ноября 1779 по январь 1780 г.; присутствовало от 100 до 300 человек. Прения окончились тем, что стародубские депутаты окончательно порвали сношения с рогожскими, иргизскими и керженскими собратьями, которые в свою очередь постановили со стародубскими дьяконовцами не пить, не есть и не молиться. Определением собора вопрос о миропомазании приходящих извне попов и мирян решен был в утвердительном смысле, но сваренное в 1777 г. миро постановлено было уничтожить. Так образовалось согласие, именуемое Перемазовщина; на стороне его оказались важнейшие центры беглопоповщины — Рогожское кладбище, Керженские скиты и Иргиз, так что в численном отношении Перемазовщина заняла в беглопоповщине первое место. Полемика по затронутому на соборе вопросу продолжалась и позже: известный деятель Иргиза Сергей Юршев написал "Обыскательное рассуждение", доказывавшее, что перемазывание беглых попов необходимо, так как иначе они не будут очищены от еретической скверны. Влияние этого сочинения было очень велико: "исправа" беглых попов стала как бы монополией Иргиза (см.). В общем составе беглопоповских сект Перемазовщина представляет собой фракцию "крайних", "непримиримых"; в то время как более мягкие дьяконовцы путем постепенных уступок вошли в недра единоверия, последователи Перемазовщина во всей строгости удержали принцип о еретичестве православной церкви. Впоследствии из Перемазовщина возникла секта австрийского священства. Ср. "Сказание о перемазанском соборе 1779—1780 гг." ("Братское слово", 1888, август — сентябрь); Смирнов, "История русского раскола старообрядства" (СПб., 1895, стр. 131—132 и 137—141).

К. Х.

Смотрии так же...