Рогожское кладбище

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОИ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЦ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Рогожское кладбище (официальное название — Рогожское кладбище богаделенный дом) — центр московской общины старообрядцев-поповцев. Основание Рогожское кладбище кладбища относится к 1771 г., когда во время свирепствовавшей в Москве чумы старообрядцам-поповцам отведено было для погребения умерших место за Покровской заставой, на земле, принадлежавшей Андроновской слободе (между дорогами Владимирской и Коломенской), и дозволено было построить там часовню для отпевания умерших. В 1776 г. была возведена каменная часовня, более значительных размеров, а в 1791 г. приступлено к сооружению на месте первоначальной деревянной часовни каменного храма, и хотя план его не был выполнен до конца (не было дозволено увенчать здание пятью куполами), здание все же вышло весьма просторное. В 1804 г. выстроена была третья, каменная часовня. Внутри все эти молитвенные дома были весьма богато обставлены. Рогожское кладбище кладбище сделалось молитвенным центром московского старообрядческого мира: в начале 90-х годов прошлого столетия кладбище насчитывало 20 тыс. прихожан, живших в Москве и окрестностях, в 1822 г. число прихожан увеличилось до 35 тыс., а в 1825 г. достигло 68 тыс. В 1812 г. Рогожское кладбище поп Иван Матвеевич Ястребов скрыл все церковное имущество кладбища в вырытых для того ямах и сам остался охранять его, а после ухода французов еще до возвращения разбежавшихся жителей все водворил на своих местах. В царствование императора Александра I на Рогожское кладбище кладбище всегда бывало несколько бегствующих священников, а потому к Рогожское кладбище кладбищу тяготел весь мир поповщины. В ограде кладбища были возведены приют для призреваемых, сиротский дом, училище для "Рогожское кладбище подкидышей", дом умалишенных, приют для приезжающих, здания кладбищенской конторы, канцелярии, библиотеки (богатой редкими изданиями) и архива, а также несколько домов, принадлежавших частным владельцам — богатым старообрядцам, которые проживали здесь в дни говения. На кладбище было также несколько женских обителей, собравших крупные средства; отсюда высылали "читалок" в богатые старообрядческие семейства чуть ли не по всей России. С изданием при императоре Николае I запретительных указов о бегствующих попах Рогожское кладбище кладбище очутилось в стесненном положении и стало приходить в упадок. В декабре 1853 г. умер поп Иван Матвеевич, которому многим обязано было кладбище. Вскоре после его смерти часть прихожан, с Сапелкиным во главе, изъявила желание обратиться в единоверие, вследствие чего одна из часовен обращена была (23 сентября 1854 г.) в единоверческий храм: прихожане Рогожское кладбище кладбища разделились на церковных и часовенных. Впоследствии, впрочем, оказалось, что в значительном числе случаев в основе обращений было стремление к записке в купеческое сословие, на что старообрядцы с 1 января 1855 г. не имели права: около трети обращений последовало 30 и 31 декабря 1854 г., т. е. в последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Уже в следующем году возникло несколько дел о мнимом обращении, причем было обнаружено, что единоверческое духовенство в некоторых случаях выдавало лишь свидетельства обращавшимся, не совершая никакого церковного акта. Вскоре после Сапелкина вступил в единоверие последний Рогожское кладбище поп, Петр Русанов. Совершение службы в старообрядческих часовнях на некоторое время прекратилось. С 21 января 1856 г., после появления священства австрийского согласия, на Рогожское кладбище кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Когда об этом обстоятельстве дошло до сведения правительства, алтари в часовнях были запечатаны. После издания закона 3 мая 1883 г. старообрядцы поставили в часовнях походные алтари, где отправлялись службы попами австрийского священства, но эти алтари приказано было снять. Несмотря на это, Рогожское кладбище кладбище вновь достигло известного процветания.

См. Мельников, "Исторические очерки поповщины"; "Из записок Сапелкина" ("Русский Вестник", 1864, т. 54); Субботин, "К истории Рогожское кладбище кладбища" ("Прибавл. Твор. Святых Отцов", 1882, № 1); "Эпизод из истории московского Рогожское кладбище кладбища" ("Христианское Чтение", 1887, № 19); "Об устроении и освящении церкви в прежней часовне Рогожское кладбище богаделенного дома" (М., 1855 и 1856); статьи в журнале "Братское Слово" (1883, № 10; 1885, № 14; 1891, № 2).

К. X.

Смотрии так же...