Патриаршие домовые монастыри

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Патриаршиедомовые монастыри (раньше митрополичьи) — так назывались монастыри, находившиеся на землях, принадлежавших не им самим, а митрополичьей, впоследствии патриаршей кафедре. Часть этих монастырей русские митрополиты получили после епископов владимирской и суздальской епархий, кафедры которых перешли в заведование митрополита; другие монастыри были приобретены вместе с землями, на которых они находились, от частных лиц; третьи были основаны митрополитами на собственной земле; четвертые возникли из митрополичьих монастырских пустынь, разросшихся впоследствии в монастыри. В течение XIV—XVI вв. количество домовых монастырей постепенно увеличивалось и ко времени учреждения патриаршества достигло 35. В смутное время число этих монастырей уменьшилось до 13; остальные исчезли. В течение XVII в. к патриаршей кафедре присоединены были новые монастыри. К концу XVII века Патриаршие домовые монастыри домовых монастырей было 24. Некоторые из них были многолюдны (Новинский, Благовещенский нижегородский) и заключали в себе 60—80 человек; другие состояли из 3—7 человек братии (Райская пустынь, Флоренский монастырь около Галича, Запрудный около Костромы). Настоятель домового монастыря назначался и увольнялся патриархом. Другие должности в домовом монастыре замещались обыкновенно по выбору. Собор 1667 года постановил, чтобы епархиальный архиерей управлял всеми церковными установлениями, находящимися в его епархии. Этим была ослаблена зависимость домовых монастырей от Патриаршие домовые монастыри кафедры в епархиях, подведомственных не патриарху, а епархиальным архиереям. На соборе 1675 г. было постановлено, чтобы крестьянами и приходскими церквами, находящимися в Патриаршие домовые монастыри вотчинах разных епархий, ведал епархиальный архиерей в отношении церковного суда и управления; домовые же монастыри оставлены были на прежнем основании. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) домовые монастыри оставались в заведовании Патриаршие домовые монастыри дворцового приказа, назначавшего их настоятелей "по указу великого государя" из игуменов и архимандритов; если назначаемого нужно было возвести в этот сан, то это происходило с ведома местоблюстителя Патриаршие домовые монастыри престола. С учреждением св. синода домовые Патриаршие домовые монастыри монастыри перешли в его ведение; некоторые из них вследствие незначительного числа монахов были закрыты, другие присоединены к более многолюдным монастырям (см. Синодальные вотчины). О вотчинных отношениях домовых монастырей к Патриаршие домовые монастыри кафедре см. Патриаршие домовые монастыри вотчины в России. Ср. М. Горчаков, "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. синода" (СПб., 1871, стр. 177—191, 391—399, 537—542).

Н. В.

Смотрии так же...