Пастырское богословие

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Пастырскоебогословие (Theologia pastoralis) — учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. И необходимые личные свойства священника, и его обязанности в существенных чертах указаны еще в Св. Писании (особенно в так называемых Пастырское богословие посланиях апостола Павла), а затем — в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами. Из отцов церкви многие дают рассуждения о качествах и обязанностях священника. Таковы, например, сочинения Григория Богослова — "Слово защитительное о своем бегстве в Понт", св. Амвросия Медиоланского — "De officjis ministrorum", св. Златоуста — "Слова о священстве", блаж. Иеронима — "De vita clericorum", Григория Двоеслова — "De cura pastorali". Высшие иерархи часто при первом вступлении своем на святительскую кафедру, имели обычай обращаться к своим паствам с словом, в котором излагали обязанности пастырей (таковы, напр., "послания" и "слова" древнерусских митрополитов и патриархов "к попам"). Начало систематизации учения о пастырстве относится ко времени от Карла Великого до XI в. включительно. Церковные постановления относительно пастырей в это и последующее время вызывались, между прочим. и тем, что в средние века церковные должности, особенно высшие — епископа и аббата, по воле светской власти, занимались (ради почестей и синекур), лицами светскими, отличавшимися чисто мирским образом жизни. Замечательнейшее сочинение по Пастырское богословие богословию за это время — "De institutione clericoruin", Рабана Мавра. В предреформационный период на Западе уже существовала в школьных курсах Theologia pastoralis. В позднейшее время обычный состав Пастырское богословие богословия таков: сначала трактуется о естественных основаниях пастырского служения, о его всеобщности и о божественном установлении его в христианстве, затем о личности священника — каков он должен быть по своим качествам. Дальше следуют три отдела наставлений пастырю относительно священнослужения, проповеди и пастырского попечения о душах пасомых. Некоторые отделы Пастырское богословие богословия являются лишь интерпретацией учения о священстве, излагаемого в догматике, другие близко соприкасаются с литургикой и гомилетикой. Вообще Пастырское богословие богословие в значительной степени имеет характер эклектический: существование его в этом виде объясняется желанием в связном виде изложить учение о священнике, разбросанное в других частях богословия. С 1867 г. в России Пастырское богословие богословие в духовных семинариях заменено курсом "Практического руководства для пастырей церкви", в который входят лишь данные литургические и церковно-канонические, относящиеся к деятельности священника, извлеченные из первоисточников и не оставляющие место субъективизму автора. В католичестве, где деятельность священника регламентирована до мельчайших подробностей, объем Пастырское богословие богословия разрастается, в протестантстве, отрицающем благодать священства — сокращается.

В русских духовно-учебных заведениях прошлых столетний Пастырское богословие богословие компилировалось по латинским образцам (см. Аскоченского, "Киев с его Академией", историю "Киевской академии" Макария Булгакова и С. Голубева, историю "Московской духовной академии" С. Смирнова) или самобытно комбинировалось на основании библейских и святоотеческих данных. В позднейшее время были распространены в России: Schenkl, "Theologia pastoralis" (1815); Т. J. Powondrae, "Systema theologiae pastoralis" (1818), "Sacerdos cbristianus", Abelli (1828); Sailer, "Vorlesungen aus der Pastoral-theologie" (1820), Hoppin, "Pastoral theology" (1884). На рус. яз., кроме книги "О должностях пресвитеров приходских" преосв. Парфения, рекомендуемой св. синодом русским священникам, и "Писем о должностях священного сана", Стурдзы (М., 1843), известны; "Пастырское богословие Богословие", архим. Антония (Амфитеатрова) (Киев, 1854); "Пастырское богословие Богословие", архим. Кирилла (СПб., 1857); "Пастырское богословие богословие", на основании Св. Писания и св. отцов, И. Гуталевича (Львов, 1861); "Памятная книжка для священника или размышление о священнических обязанностях" (М., 1860); прот. Евг. Попова, "Письма по Пастырское богословие Богословию" (Пермь, 1874); архим. Иакова, "Пастырь в отношении к себе и пастве" (СПб., 1880); проф. В. Ф. Певницкий, "Священник — приготовление к священству и жизнь священника" (Киев, 1888) и "Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан" (1891); Покровский, "Духовный пастырь по слову Божию и по учению отцов церкви" (Тула, 1887 — 1892); Грамачевский, "Практические задачи деятельности православного сельского священника" (1890). Есть и специальный журнал — "Руководство для сельских пастырей", изд. в Киеве.

Н. Б—в.

Смотрии так же...