Парсы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Парсыогнепоклонники, последователи Зороастра: племя иранского происхождения, представители которого живут в Индии (89 тыс. по переписи 1891 г.), в Персии (по сведениям 1879 г. 8499; см. Houtum-Schindler, "Die Parsen in Persieu, ih re Sprache und einige ihrer Gebrä uche", "Zeitschr. d. Deutsch. Morgenl. Gesellsch.", 1882, т. XXXVI), в Иезде и Кермане. Индийские Парсы вышли из Персии около 720 г. по Р. Хр., после падения династии Сассанидов, спасаясь от мусульманского фанатизма. Они нашли себе убежище на п-ове Гузерате и оттуда уже распространились далее на Ю. При этом Парсы оставили свой родной язык и приняли новоиндийский язык гузерати (см.). Перейдя Парсы до сих пор сохранили свое родное иранское наречие, отличающееся, до известной степени, от окружающих его новоперсидских говоров (см. цитир. выше статью Houtum-Schindler'a). Положение индийских Парсы, живущих большей частью в Бомбее, блестящее, сравнительно с униженным и презренным местом, занимаемым их персидскими единоверцами (гебрами). Среди первых много богатых купцов (торговые дома в Бомбее, Калькутте, Гонг-Конге, Шанхае, Лондоне, Иокогаме, Египте и т. д.), много людей, получивших европейское образование и даже ученую известность, тогда как вторые в культурном отношении стоят не выше господствующего населения Персии, а в общественном подчинены целому ряду унизительных ограничений. Внешностью своей (светлый, иногда оливковый цвет лица, интеллигентные черты) и умственными способностями Парсы напоминают европейцев, с которыми охотно сближаются. В новейшее время многие индийские Парсы отправляются в Англию для получения образования, большей частью юридического, и, вернувшись в Индию, занимаются адвокатурой, гражданской службой, литературой и наукой. С особым интересом парсы работают над исследованием своей старины, под влиянием европейских ученых, трудами которых они живо интересуются Почти все взрослые Парсы Индии свободно говорят по-английски; многие, даже в семейном кругу, совсем оставили употребление гузерати. Наружностью своей Парсы напоминают персов: к красивый орлиный нос, яркие черные глаза, красиво очерченный подбородок, сильно выгнутые брови, толстые чувственные губы, слегка волнистые усы. Женщины их деликатного сложения, черноглазы, с тонкими дугообразными бровями и густыми черными волосами, которые они украшают жемчугом и драгоценными камнями. Они могут свободно являться на улицах с непокрытым липом. Все домашнее хозяйство предоставлено в их полное распоряжение. Гостеприимство, общительность и благотворительность — главные добродетели Парсы Благотворительность, возведенная религией Парсы в основной принцип их морали, делает нищенство среди них неизвестным. В одном Бомбее Парсы учреждено 32 разных благотворительных и общественных заведений, в том числе образцовая по своему устройству школа на 1000 девочек и мальчиков. Парсы славятся также ловкостью, энергичной деятельностью и предприимчивостью, сделавшими их торговый кредит неограниченным. Костюм мужчин состоит из широкой сорочки, представляющей самую священную часть одежды (ибо носится прямо на теле); сверху надевается длинный кафтан или сюртук, опоясанный трижды священным поясом. На голове носится тюрбан или шляпа, вроде камилавки, сохраняемая на голове в присутствии равных; на ногах — башмаки желтого или красного сафьяна. Костюм женщин состоит из длинной полосы цветной шелковой материи, обертываемой кругом всего тела. Роды у Парсы происходят на дворе дома, так как каждый Парсы должен начать свою жизнь в унижении; только "добрые мысли, слова и дела" могут возвысить его в этой и будущей жизни. После родов мать должна выдержать сорокадневное отчуждение от всех членов семьи, считаясь до этого срока нечистой. На седьмой день после рождения к ребенку призывается жрец-астролог, составляющий для него гороскоп, который потом хранится в семейном архиве. Семи лет мальчика впервые омывают коровьей мочой (nirang) и надевают на него пояс веры, сплетенный из 72 нитей (= 72 главы Ясны, одной из книг Авесты). С этого возраста для Парсы начинается нравственная ответственность за поступки. Ребенок, умерший до этой церемонии, идет прямо к Агурамазде (Ормузду). Свадьба у Парсы сопровождается сложным и пышным ритуалом, а день ее определяется астрологом. Браки между близкими родственниками считаются похвальным делом. От индусов Парсы усвоили обычай заключать браки в детском возрасте. Тело умершего выставляется на сведение хищных птиц в особом сооружении (так наз. "башне молчания"), так как сожжение его или зарывание в землю оскверняет огонь и воду.

Ср. Williams Monier, "Modern India and the Indians" (4 изд., Л., 1887); Dosabhai Framji Karaka, "History of the Parsis" (Лондон, 1884); Spiegel, "Avesta aus dem Grundtext ü bersetzt" (Лейпциг, 1852— 63); M. Haug, "Essays on the sacred language, writings and religion of the Parsis" (3 изд., Л., 1884).

С. Б—ч.

Смотрии так же...