Парламенты во Франции (les Parlements, Parlamenta) — так назывались во Франции высшие суды, пользовавшиеся очень важными политическими правами. Первым по времени происхождения и по значению был парижский Парламенты во Франции Он образовался постепенно из королевской курии (curia regis), в состав которой входили, кроме непосредственных вассалов короля (крупных баронов и прелатов), высшие придворные чины (Ministeriales domini regis) и ближайшие советники короля, особенно из знакомых с правом клерков. Первоначально судебные функции курии не были еще отделены от других: одна и та же курия, в одном и том же составе, помогала королю во всех делах, судебных, административных и политических, и окружала его при всех важных церемониях. С течением времени в среде ее постепенно произошла дифференциация: одно отделение стало королевским "советом " в тесном смысле слова, другое стало ведать преимущественно судебные дела, но полного отделения судебных функций от остальных и полного обособления личного состава разных отделений курии не было никогда. В XI и XII веках королевская курия разбирала в качестве первой инстанции такие дела, в которых были замешаны лица и корпорации, находившиеся или в непосредственной зависимости от короля, или под его покровительством (крупные бароны, духовные лица, коммуны и т. д.). При решении судебных дел курия, в эту эпоху, руководствовалась феодальным правом, кутюмами. Апелляционные функции вовсе не были еще развиты. С XIII в., особенно с Людовика IX Святого, увеличивается, по мере расширения территории, на которую простиралась власть короля, и округ (ressort), на который простиралась судебная власть курии. Судебная компетенция ее расширяется: она разбирает в первой инстанции многие дела, ведавшиеся ранее баронами (сеньёриальная юрисдикция), церковью или низшими судебными агентами короля (бальи, прево и др.). Расширение судебных прав королевской курии было последствием постепенно утверждавшегося воззрения на короля, как на единственный источник юстиции и высшего судью. Оно достигалось посредством установления "jus praeventionis", то есть права королевского суда изъять любое дело из ведения того суда, где оно должно было бы разбираться, и самому разбирать его. Этому расширению подсудности содействовало в особенности установление так называемых "cas royaux" (королевских случаев), в число которых стали включаться самые важные уголовные дела (убийства, похищения людей и др.), а также преступления, которыми наносился ущерб достоинству короля или же нарушался общий мир. Вместе с тем курия все шире и шире развивает свое право разбирать в качестве высшей апелляционной инстанции дела по жалобам сторон на другие суды, даже на суд самых крупных феодальных бароний. В среде самой курии все яснее обозначается обособление судебной секции, в которой постоянно увеличивается число профессиональных юристов и вообще лиц, знакомых с правом (особенно с римским) — "легистов". Судебные заседания курии, происходившие ранее время от времени; становятся более правильными, периодическими (Филипп Красивый постановил в 1302 г., чтобы ежегодно в Париже происходило две парламентских ceccии). Начало сессии приурочивалось обыкновенно к одному из больших праздников — к Пятидесятнице, ко дню всех святых, Рождеству и т. д. Курия, сначала переезжавшая вместе с королем, с места на место, постепенно обосновывается в Париже. Наконец, в среде самой судебной секции курии происходит дальнейшее дифференцирование: персонал ее начинает распадаться на отделения, палаты (chambres). Начало такого деления (на chambre aux plaids, chambre des enqu êtes et ch. des requê tes) можно проследить впервые уже в ордоннансе 1278 года. С течением времени оно устанавливается окончательно, и число отделений (палат) растет. Под влиянием римского права в Парламенты во Франции (название Parlamentum, в применении к судебному заседанию курии, встречается впервые в 1239 г.) постепенно вырабатывается новая судебная процедура, открывающая широкий простор письменным доказательствам и следствию, которое производится или самими членами Парламенты во Франции, или же, по поручению его, местными властями (королевскими бальи и т. п.). Наконец, постоянное расширение территории заставило французских королей приступить и в провинциях к созданию верховных, суверенных (то есть таких, на которые не было апелляции) судебных палат, чтобы облегчить задачу парижского Парламенты во Франции, который был слишком завален делами, и чтобы не заставлять заинтересованных лиц терять время и средства на переезды в Париж и на продолжительное ожидание там. В некоторых провинциях местные высшие суды, созданные еще до присоединения их к королевскому домену, были преобразованы в Парламенты во Франции, по образцу парижского; в других местах Парламенты во Франции были созданы вновь. Таким образом появились Парламенты во Франции: 1) в Тулузе (при Филиппе Красивом), для Лангедока, Гиенни и страны, лежащей за Дордонью; 2) в Гренобле — для Дофинэ, со времени Людовика XI; 3) в Бордо, с 1462 г., для Гиенни, Ланд, Аженуа, Перигора, Сентонж, Лимузена и др.; 4) в Дижоне — для Бургундии, с 1476 г.; 5) в Руане, с 1499 г. — для Нормандии (образовался из существовавшего там еще в XI в. суда — "Echiquier"); 6) в Эксе, для Прованса и Форкалькье (с 1501 г.); 7) в Треву (Тrеvоuх), для княжества Домбского; 8) в Ренне, для Бретани, с 1553 г.; 9) в По — для Беарна и Наварры (с 1626 г.); 10) в Меце — для епископств Меца, Туля и Вердёна, с 1633 г.; 11) в Безансоне (с 1676 г.), для Франшконтэ (сначала находился в Доле); 12) в Дуэ, для французской Фландрии, французского Геннегау и Камбрези, с 1686 г., 13) в Нанси (преобразован в Парламенты во Франции Людовиком XVI, в 1775 г., из Cour Souveraine). Кроме этих 14-ти Парламенты во Франции (включая парижский) были еще Парламенты во Франции со сравнительно небольшими округами: 1) для Эльзаса — в Энсггейме, потом в Брейзахе, наконец, в Кольмаре (Conseil sup é rieur), 2) для Руссильона (Conseil sup é rieur) в Перпиньяне (с 1660 г.) и 3) для Артуа — в Аррасе. Наиболее обширным был округ парижского Парламенты во Франции: он охватывал большую часть северной и средней Франции, именно все области, за исключением уже упомянутых округов других Парламенты во Франции В составе Парламенты во Франции надо различать два элемента. Первый составляли постоянные члены парламента — назначенные советники, изучившие право. В числе их были рыцари, клерки и особенно много лиц, принадлежавших к третьему сословию. Они все свое время посвящали Парламенты во Франции, получали жалованье и пользовались некоторыми доходами от тяжущихся. Первоначально они назначались королем, но потом (в XVI в.) окончательно утвердилась продажа парламентских мест. Владелец места в парламенте пользовался правом перепродать его другому лицу, но лишь доказавшему свое знакомство с правом. Покупка членами Парламенты во Франции своих мест имела важное значение, обеспечивая им значительную долю самостоятельности: правительство далеко не всегда имело средства, чтобы выкупить места в Парламенты во Франции у неугодных ему лиц. Второй элемент в Парламенты во Франции — почетные члены его, являвшиеся на заседания лишь в случае надобности (Conseillers d'honneur, С. honoraires). К числу их принадлежали принцы королевского дома (в парижском Парламенты во Франции), духовные и светскиe пэры Франции (присутствиe их было необходимо, когда судился пэр), некоторые должностные лица (напр. в парижском Парламенты во Франции — губернатор Парижа) и представители высшей церковной иepapxии (напр. в парижском Парламенты во Франции — аббаты монастырей Клюнийского и св. Дионисия, в Руанском — apxиепископ руанский). Члены парламента пользовались многими привилегиями. Они составляли своего рода знать (noblesse de robe) и передавали свое достоинство потомственно, если только два поколения подряд занимали места в Парламенты во Франции Членов Парламенты во Франции называли maistres, sieurs, seigneurs, messir e s (если они были из рыцарей), nos seigneurs. Они были освобождены от военной службы, от постоя и от многих налогов. В торжественных случаях члены Парламенты во Франции надевали особое одеяние (robe) красного цвета (духовные — фиолетового) и особую шапочку. Верховным главой Парламенты во Франции считался король, впрочем сравнительно редко появлявшийся на его заседаниях. Во главе всего Парламенты во Франции стоял первый президент, место которого никогда не продавалось, во главе отдельных палат — по нескольку президентов. К Парламенты во Франции принадлежали еще генеральный прокурор и его заместители — генеральные адвокаты, greffiers (хранители парламентского архива, ведшие также парламентере протоколы), секретари, сержанты, huissiers (пристава), прокуроры, адвокаты и др. Число членов было различно в разных Парламенты во Франции и в разные эпохи. Самым многолюдным был парижский Парламенты во Франции: во второй половине XVIII вeкa в нем были: 1 первый президент, 7 Pr ésidents à Mortier (название это происходило от головного убора, присвоенного должности и напоминавшего мортиру), 15 председателей палат, 150 советников и изменяющееся число почетных членов. Парламенты во Франции делились на палаты (chambres), число которых также было неодинаково. Чаще всего встречались следующие камеры: 1) Grande chambrе, иногда просто называвшаяся le Parlement — первая, высшая палата; 2) Chambre des Enqu ê tes — следственная палата разбирала те дела, которые могли быть разрешены лишь на основании данных, собранных следствием. Следствие производили или посланные для того члены Парламенты во Франции, или же местные правительственные агенты. Довольно долго Chambres des Enqu ê tes (их было несколько в парижском Парламенты во Франции) занимали положение подчиненное по отношению к большой камере; решения их объявлялись в последней. 3) Chambres des Requ ê tes — палаты прошений, которые подавались сначала прямо королю и им же разрешались. Позже разбирательство по ним король стал поручать некоторым лицам из своей курии. Ch. des Requ ê tes ведала, в качестве первой инстанции, дела лиц, имевших привилегию "committimus", то есть право судиться прямо в Парламенты во Франции, минуя низшие инстанции. 4) La Tournelle или Chambre Criminelle — уголовная палата. Кроме того встречались еще: Ch. des Vacations (заседала во время судебных вакаций); Ch. de l'Edit (была создана в силу нантского эдикта для разбирательства дел гугенотов; уничтожена Людовиком XIV); Ch. ardente (для суда над еретиками и др., создана в 1548 г.) и др. В компетенцию Парламенты во Франции входили: 1) дела по апелляциям на судебные решения других судебных инстанций, подчиненных Парламенты во Франции; 2) дела, разбиравшиеся Парламенты во Франции в качестве суда первой (и последней) инстанции. Ко второй категории принадлежали дела пэров Франции, высшего дворянства, некоторых прелатов и всех тех, кто пользовался привилегией "committimus", а также дела, в которых сторонами являлись некоторые юридические лица, напр. университет, города, некоторые капитулы и т. д. Наконец, Парламенты во Франции ведал в первой инстанции дела, затрагивавшие интересы короны, касавшиеся доменов, регалий и т. п. Большую часть дел этой категории разбирала Grande Chambre (она одна, напр., ведала дела пэров). Только Парламенты во Франции мог постановить в пределах своего округа смертный приговор. Парламенты во Франции имели право, посредством Arr êts de ré glement, устанавливать общие правовые нормы, разъяснять законы, пополнять пробелы в праве, изменять судопроизводство. Такие общие решения были обязательны в пределах округа, подчиненного Парламенты во Франции, пока они не были отменены верховной властью. Функции Парламенты во Франции не ограничивались лишь судебными делами. Парижский Парламенты во Франции выделился из королевской курии, ведению же последней подлежали государственные дела всякого рода. Следы своего прежнего значения, как части королевского совета, парижский Парламенты во Франции сохранил до самой революции. Так например, парижская Grande Chambre принимала присягу от герцогов, пэров, бальи, сенешалов и др. Происхождением Парламенты во Франции из королевской курии объясняется и право его вносить в свои книги (enregistrer) новые королевские указы, не только касавшиеся суда, но и всякие другие. Такое зарегистрирование королевских указов в Парламенты во Франции рассматривалось как замена обнародования (происходившего некогда в торжественном заседании курии). Не ограничиваясь принятием к сведению новых мер правительства, Парламенты во Франции часто обращал внимание короля на замеченные в указах недостатки и погрешности, делал королю представления по поводу новых указов, указывал на несогласие их с законным порядком, на могущие произойти вредные последствия их и т. д. Такие представления назывались "re m ontrances". С течением времени парламент стал выводить отсюда свое право контролировать деятельность правительства, одобрять его предписания или отвергать их. Значительная независимость, которой стали пользоваться члены Парламенты во Франции с тех пор, как установилась продажность должностей, могла только укрепить их во взгляде на Парламенты во Франции, как на корпорацию, призванную к участию в законодат. и правит. деятельности. Королевская власть, со своей стороны, видела в таких притязаниях покушение на ее верховные права. На практике, однако, она часто мирилась с вмешательством Парламенты во Франции в дела управления. В случае упорного отказа со стороны Парламенты во Франции внести в свои книги (реестры) новое распоряжение, правительство стало прибегать (с половины XVI века) к так наз. lit de justice: король, в торжественном заседании, прямо предписывал принять известные меры. С течением времени Парламенты во Франции стали смотреть на себя как на охранителей установившегося во Франции порядка, как на защитников интересов страны (ближайшим образом — третьего сословия, из которого выходило большинство членов парламента) и даже как на блюстителей самих прав короны (напр. Парламенты во Франции защищал их от притязаний со стороны пап). Эти воззрения находили много сторонников, особенно с тех пор как правительство перестало прибегать к созыву генеральных штатов. Парламенты во Франции казались многим единственной сдержкой постоянно усиливавшегося всевластия королевских министров и как бы заменой генеральных штатов (парижский Парламенты во Франции называл себя "les états géné raux ad petit pied"). Следствием всего этого был ряд столкновений Парламенты во Франции с королев. властью, принимавших подчас очень острые формы. Кардинал Ришелье запретил Парламенты во Франции делать письменные ремонстрации и вмешиваться в государственные дела. Повиновения он добивался ссылкой членов Парламенты во Франции, заключением их в тюрьму и т. п. Очень важную роль играл парижский Парламенты во Франции во время фронды (см. Фронда). Правительство вышло из этой борьбы победителем, и при Людовике XIV политическая роль Парламенты во Франции была низведена к нулю; название cours souveraines было заменено названием cours sup é rieures. Людовик XIV велел вырвать из парламентских книг протоколы времен Фронды и предписал Парламенты во Франции (в 1673 г.) прямо вносить в реестры все королевские акты, которые немедленно и обращались к обязательному исполнению. Парламенты во Франции мог представлять королю ремонстрации, но только после зарегистрирования соответствующего акта. Даже чисто судебное значение Парламенты во Франции стало уменьшаться вследствие сильного развития эвокаций, т. е. перенесения дел из того суда, где они должны были бы разбираться, на решение интенданта или государственного совета. По смерти Людовика XIV значение парижского Парламенты во Франции вновь поднялось: он кассировал завещание Людовика XIV, как ранее кассировал завещание Людовика XIII, и снова получил право делать ремонстрации еще до внесения эдиктов в свои книги. Это объясняется тем, что регент сначала нуждался в поддержке парижского Парламенты во Франции Вскоре Парламенты во Франции вновь должны были вступить в борьбу с правительством, сначала из-за системы Ло, потом из-за буллы Unigenitus, направленной против янсенистов (см.), и из-за новых налогов. Правительство прибегало к сильным средствам: арестам, ссылкам и т. п. Борьба продолжалась и при Людовике XV. Под влиянием общего недовольства правительством во французском обществе все более утверждался взгляд на Парламенты во Франции как на последних защитников интересов нации и законности. Стала высказываться мысль, что парижский Парламенты во Франции столь же древен, как и корона, что он появился одновременно с государством и что он есть представительство всей монархии. Правительство несколько раз ссылало членов Парламенты во Франции, но это не помогало. Наконец, борьба, начатая рейнским Парламенты во Франции по поводу новых налогов, вызвала вмешательство парижского и других Парламенты во Франции, оказавшихся солидарными в противодействии правительству. Людовик XV запретил Парламенты во Франции прерывать течение дел, сноситься друг с другом, отверг их притязания представлять нацию и, наконец, по настоянию канцлера Мопу (см.), совсем уничтожил сначала парижский (1771), а потом и другие Парламенты во Франции, выкупив парламентские места у их владельцев и создав conseils sup é rieurs. Но Людовик XVI, 12 ноября 1774 года, восстановил Парламенты во Франции В последние годы перед революцией Парламенты во Франции ясно доказали, что они не могли служить выразителями интересов нации: они стояли на стороне привилегий и тормозили проекты необходимых реформ. Вновь началась борьба. Провинциальные Парламенты во Франции по-прежнему единодушно поддерживали своего парижского собрата. В lit de justice 8 мая 1788 г. король лишил Парламенты во Франции права регистрации, передав его вновь созданному учреждению — Cour pl éniè re. Парламенты во Франции было запрещено собираться до нового предписания. В августе того же года Cour pl éniè re была уничтожена, парламентам возвращено право регистрации, они вновь стали играть политическую роль, но не надолго: перед лицом настоящего народного представительства, собранного в мае 1789 г., Парламенты во Франции потеряли всякое значение, и вскоре реформы национального собрания, пересоздавшие всю судебную систему Франции, навсегда положили конец существованию Парламенты во Франции (1790 г.).
Литература. Miraulmout, "Mé m. sur l'оrigines des cours souveraines" (Парламенты во Франции, 1584); Louys d'Orl é ans, "Les ouvertures du parlement" (Парламенты во Франции, 1611); La Roche Flavin, "Treize Livres des parlements de France" (Бордо, 1617, сл.); Le Paige, "Lettres historiques sur les fonctions essentielles du parlement" (Амстердам, 1753); "Tableau historique, g éné alogique et chronologique des trois cours souv. de France" (Гаага, 1772); Henrion de Pansey, "De l'autorit é judiciaire"; Voltaire, "Histoire du Parlement de Paris" (1769); Rives, "Essai sur les anciens Parlements de France" (Парламенты во Франции, 1823); Dufey, "Histoire, actes et remontrances des parlements de France" (Парламенты во Франции, 1826); Floquet, "Histoire du parlement de Normandie" (Руан, 1840—43); Klimrath, "M ém. sur les Olim et le Parlement" ("Ol im" — сборники древнейших постановлений Парламенты во Франции), в его "Travaux" (Парламенты во Франции, 1837); Beugnot, предисл. к изданию "Olim"; Bastard-d'Estang, "Les Parlements de France" (Пар., 1857); Desmaze, "Le P. de Paris" (1859); Boutaric, "Actes du Parlement de Paris"; его же, "La F rance sous Philippe le Bel" (Парламенты во Франции, 1861); М é rilhou, "Les P. de France" (Парламенты во Франции, 1863); Delisle, "Actes du P. de Paris"; W. Schaeffner, "Geschichte der Rechtsverfassung Frankreichs" (Франкф.-на-Майне, 1859); Aubert, "Le P. de Paris, de Philippe le Bel à Charles V III"; V. Langlois, "Les origines du Parlement de Paris"; его же, "De monumentis ad priorem curiae regis judiciariae historiam pertinentibus" (1887); его же, "Textes relatifs à 1'histoire du P. de Paris, depuis les origines jusqu'en 1314" (1888); Warnkönig und L. Stein, "Franzö sische Staats- und Rechtsgeschichte" (Базель, 1875); Simonnet, "Les Parlements sous l'ancienne monarchie"; A. Luchaire, "Manuel des institutions fran çaises. Période des Capé tiens directs" (Парламенты во Франции, 1892); P. Раillоt (продолжено Petitot), "L e Parlement de Bourgogne, son origine, son établissement et son progrè s" (Дижон, 1649 и 1733); Ch. Giraud, "Du Parlement et du Barreau dans l'ancienne Provence" (Экс, 1844). Литературу о других провинциальных Парламенты во Франции см. "Hist. G énér. du IV siècle à nos jours" (Lavisse-Rambaud, т. VII, 369).
Д. Каринский.