Парджанья

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Парджанья (санскр. Parjanya) — ведийский бог дождя, олицетворение дождя. В ряду других божеств ведийской мифологии Парджанья занимает подчиненное положение. В целом ряде случаев слово Парджанья имеет в Beдах чисто нарицательное значение "дождевого облака". Иногда изображается в виде быка, с некоторой, однако, неясностью относительно пола (может быть потому, что облака олицетворяются и в виде коров). Семя этого быка оплодотворяет растения и землю. Самая характерная черта Парджанья — проливание дождя на землю, о чем его и умоляют. При этом, впрочем, заметно, что его оросительная деятельность, как и деятельность бурных Марутов (вполне второстепенных божеств), подчинена богам Митре и Варуне. Реже Парджанья представляется олицетворением грома, властителем которого он является вместе с богом ветра Вата (герм. Вотан). Еще реже Парджанья представляется в сопровождении молнии, сверкающей, когда он оплодотворяет свою жену — землю. В последнем отношении (земля — жена Парджанья), в связи с олицетворением в образе быка и властью над громом и молнией, Парджанья напоминает Зевса — Дьяуса, сыном которого он однажды и называется. Нередко Парджанья является в обществе других богов; иногда он призывается вместе с Марутами, раза два с Агни; с Индрой его сравнивают, как бога дождя. Имя Парджанья темного происхождения. Обыкновенно его сравнивают с именем литовского громового бога Перкуна (слав. Перун), с которым он схож по основному характеру. Но сопоставление их имен может быть допущено только в том случае, если принять, что одно из них подверглось изменению (скорее всего — путем народной этимологии): фонетически невозможно соответствие санскр. j и литов. k, а также санскр. а и литов. и. Ср. A. Macdonell, "Vedic Mythology" (стр.83—85, 1897, Страсбург); B ü hler, "Grundr. d. indo-ar. Philologie" (т. III, вып. I; здесь указана и литература).

С. Б—ч.

Смотрии так же...