Паллада Афина

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Паллада Aфина (Παλλάς Άθηνά, Άθηναία, Άθηναίη, Άθηνάα, Άθανάα, Άθηνη, Άθάνα, Άσάνα) — древнегреческая богиня, принадлежала к числу верховных божеств и почиталась на всем протяжении древнеэллинского миpa. В Аркадии (Άθηνά Άλέα), в Беотии (Ίτωνία Παλλάς), в Аттике, Элиде, Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в Ливии, Италии, Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной благодетельной богине, символизируя в ее нумене физические и этические представления. Двойное имя богини встречается нераздельно лишь у Гомера и Гезиода, причем название Паллада Афина имеет предикативное значение и является символом потрясающей мощи (πάλλω = потрясаю) божества (ср. имя титана Палласа). Что касается имени Афина, то одни производят его от корня αίθ (гореть) и видят в нем символ света, а другие от корня άθ (Άνθος = цветок) и объясняют его в смысле девственной свежести расцвета. От этого последнего имени произошли названия гл. города Аттики — Αθήναι (и других 8 городов того же имени) и народа Αθηναΐοι. Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу, управляющую молнией, облаками и светилами, оплодотворяющую поля, порождающую все живое и воспитывающую человечество. Впоследствии Афина стала богиней духовной деятельности, художественной изобретательности и мышления. Космогоническое предание приписывает Афине происхождение из воды, откуда эпитет богини — Τριτογένεια (Τριτωνίς). Поэтому также многие озера и реки считались местами культа Афины. По другому преданию, Афина возникла из головы Зевса. Зевс женился на дочери Океана Μήτις; но боясь, что у него родится сын, он проглотил беременную жену. Созревший плод оказался через некоторое время в его голове, откуда с помощью Гефеста (по др. Прометея или Гермеса), который разрубил топором голову рождающего бога, появилась на свет в полном вооружении воинственная богиня при ужасном смятении всей природы. По другой версии предания, Зевс и Гера решили испробовать, можно ли произвести потомство без супружеских объятий: Гера родила Гефеста, Зевс — Афину. Небесное происхождение Афины доказывается еще из эпитета — Γλακώπις; голубой цвет глаз богини — символ лунного света, цвета водной поверхности и листов оливы, а богиня Афина — олицетворение лунного неба, на что указывает ночной праздник факелов в Коринфе в честь Афины Έλλωτίς. Как лунная богиня, Афина помогает при родах (ср. Είλείθυια). Эпитет Άλέα (в Аркадии) есть символ мягкой теплоты неба. Особенно богат символическими намеками и воспоминаниями аттический культ Афины, которая чтилась в двух святилищах: в Эрехфее, где стояло деревянное изображение ее (по преданию, упавшее с неба), и в Парфеноне. Первое святилище существовало в глубокой древности и к нему относятся древнейшие воспоминания культа Афины. Здесь росла священная олива, здесь показывали следы борьбы богини с Посейдоном, здесь находились могилы героев и памятники жреческих родов, имевших отношение к ее культу. Афина Эрехтея, Αθηνά Ποιάς, исконная покровительница города; она почиталась здесь наравне с Эрехтеем, древним афинским царем — автохтоном, который был ее жрецом. Вместо него чаще упоминают Эрихтония. Позднее к этим сказаниям примешались другие, культы других богов соединились с культом Афины (Посейдон); сюда относится сказание о борьбе этого бога с Афиной и о победе последней. Древнейшие обряды и празднества в честь Афины имеют отношение или к земледельческому элементу в сказаниях о ней, или к национально-политическим представлениям, развившимся из ее культа. Из празднеств в честь ее известны: 1) Σκιροφόρια, справлявшиеся 12-го скирофориона (в конце июня), во время которых шла торжественная процессия из Афин в Фалер; 2) Προχαριστήρια — в конце зимы, при созревании плодов. 3) Όσχοφόρια — во время сбора винограда. 4) Χαλκεΐα — в мес. пианепсионе (= октябрь), праздник в честь Гефеста и Афины. 5) Καλλιντήρια и Πλυντήρια в месяце фаргелионе (нач. июня). 6) Έρρηφόρια (Άρρηφόρια) в мес. скирофорионе (июле). 7) Панафиней аттический праздник, во время которого приносился в храм Афины и надевался на статую ее вновь изготовленный пеплос (см. Панафинеи). Как богиня мужества и воинственности, Афина известна еще в Илиаде. Персей, Беллерофонт, Тидей, Язон, Геракл, Ахилл, Диомед, Одиссей — ее любимые герои. В противоположность Аресу, божеству безумной отваги, она олицетворяет собой сознательное мужество и храбрость; она подает помощь своим любимцам в минуты крайней опасности и ведет их к победе; поэтому Νίκη ее постоянная спутница. Как богиня — женщина с чертами мужественности и храбрости она противополагается Афродите, чисто женственной богине. Она научила Эрихтония укрощать и запрягать коней и помогла Беллерофонту укротить Пегаса (Άθηνά χαλινΐτις). Она имела близкие отношения к конным ристаниям и морскому делу; так, с ее помощью Данай построил пятидесятивесельное судно для переправы в Грецию, а аргонавты — корабль Άργώ; деревянный конь, послуживший к разрушению Трои, был построен ей в дар. Позднее в сказания об Афине вошли мифы этического характера и к упомянутым чертам ее божественного характера присоединились новые черты. Она стала богиней мира и благосостояния, освящала браки, помогала при родах, посылала, здоровье людям (Άθηνά Υγίεια), отводила болезни и несчастия (Ά. Άλεξίκακος, Άποτροπαία), покровительствовала размножению семей и родов (Ά. Φρατρια, Άπατουρια) и содействовала процветанию городов (Ά. Πολιοϋχος). Ее именем клялись булевты (Ά. βουλαία), ee чтили, как богиню народных собраний (Ά. Άγοραί), как высшую руководительницу в важных делах (Ά. Άρχηγέτις). Отдельные союзы считали ее своей покровительницей: так у беотийцев была Ά. Ίτωνια, у ахейского союза Ά. Παναχαΐς. Как покровительница женских работ, она известна уже Гомеру, который называет труды женских рук 'έργα Άθηνίης (сюда относится миф об Арахне). В этом значении она носит эпитет Έργάνη. Позднее ее стали считать своей покровительницей представители разного рода ремесел и искусств: плотники, кузнецы, литейщики, горшечники, кораблестроители и т. д., о чем свидетельствует праздник Χαλκεΐα, установленный в честь ее и Гефеста. Когда стали развиваться изящные искусства, она стала представительницей умственной и художественной деятельности и творчества. Ей приписывают изобретение флейты и военного танца — пиррихи; под ее покровительством стояли науки и искусства, которые она ведала наравне с музами. В искусстве Афина изображалась обыкновенно воинственной богиней, с копьем, щитом, в шлеме и со статуей Победы; иногда придавался ей атрибут женских работ — прялка. Фидий первый дал художественный идеал богини. Из многочисленных его произведений известны следующие статуи Афины: 1) хризелефантинная статуя Афины-девы (Ά. Παρθένος) на Парфеноне, с эгидой, в шлеме, со сфинксом наверху, копьем, щитом, и статуей Ники на правой руке, покоющейся на колонне. 2) Бронзовая колоссальная статуя Афины Πρόμαχος, стоявшая между Эрехтеем и Парфеноном, со щитом и в шлеме, верхушка которого была видна издали с моря. 3) Бронзовая статуя Лемносской Паллады, прозванной за красоту исполнения — χάρις, без шлема, с женским головным убором, изображавшая богиню мира и духовной деятельности. Во всех этих статуях художник выразил во всей законченности и полноте присущие богине черты: ясность духа, величавое спокойствие и духовную мощь.

Литература. С. О. Muller, "De Minervae Poliadis Sacris et aede in arce Athenarum" (1820); С. F. Hermann, "De Graeca Minerva" (1837); Т. Benizelus, "De Minerva Areia" (1855); Welcker, "Griechische G ö tterlehre" (1857—62, 3 т.); Paschke, "De Minerva, qualem Homerus finxerit" (1857); В. Doerdelmann, "Minerva coniuncta cum diis marinis" (1861); F. Hammer, "Qualem Minervam finxerit Homerus" (1861); Bernouilli, "Ueber die Minervenstatuen" (1867); Bock, "Ueber den Mythus d. Pallas Athena" (1872); Kekulé, "Die Entstehung der Gö tterideale d. Griech.Kunst" (Штутг., 1877); F. A. Voigt, "Beitr äge zur My thologie d. Ares u. d. Athena" (1881); С. Bruchmann, "De Apolline et Graeca Minerva deis medicis" (1895); D écharme, "Mythologie de la Grè ce" (Паллада Афина, 1886); Preller, "Griechische Mythologie" (1894, 1 т.); Usener, "G ö tternamen" (Бонн, 1896).

Н. О.

Смотрии так же...