Ось, в технике

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОСА
ОСВ
ОСЕ
ОСИ
ОСК
ОСЛ
ОСМ
ОСН
ОСО
ОСП
ОСС
ОСТ
ОСУ
ОСФ
ОСЦ
ОСЫ
ОСЬ
ОСЯ

Ось, в технике — деревянный или металлический стержень, помещенный в центре вращающейся части машины. В повозках, вагонах, тендерах и паровозах Ось поддерживает экипаж или часть его и опирается концами на колеса, проходя через их ступицы. Груз, действующий на Ось, стремится ее сломать, при чем условие прочности выводится из формулы сопротивления балки; расположенной концами на опорах и подверженной действию известным образом распределенной нагрузки. Кроме вызываемого этой нагрузкой изгибающего момента М1, на Ось может действовать еще скручивающий момент M2, например в ведущей Ось паровоза. Для расчета толщины Ось эти два момента заменяются равнодействующим изгибающим моментом, который с достаточной для практики точностью определяется формулой:

М = М1 + (1/4) М2 для случая М1> М2 или M = 5/8(M1 + M2) для М1 < М 2. Тогда диаметр

где допускаемое напряжение S = 500 кгр. на кв. стм. для стали, 400 для сварного железа, 250 для чугуна и 60 для дуба. Полым чугунным Ось придается приблизительно равномерная толщина стенок. Ось простых повозок делаются обыкновенно прямыми, квадратного или прямоугольного сечения в средней части, а концы, на которые надеваются колеса, обтачиваются в виде усеченного конуса. Для поворотливости передняя Ось обыкновенных экипажей соединяется с неподвижной частью, на которой непосредственно укреплен кузов, с помощью вертикального шкворня. Чтобы колесо не могло скатиться, в конец оси, выступающий из ступицы, закладывается чека. Ось лучших экипажей в настоящее время почти всегда делаются железными, а для предупреждения скатывания колеса на конец Ось, снабженный винтовой нарезкой, навинчивается гайка. Нарезка делается в таком направлении, чтобы трение вращающегося колеса при движении экипажа навинчивало бы гайку на Ось Чтобы гайка не могла развинтиться при движении экипажа взад, ее закрепляют болтом или контргайкой. Однако при таком устройстве экипаж не вполне обеспечен от случайностей, могущих последовать при утере гайки. Для устранения этого неудобства, а также для сохранения смазочного материала вокруг осевой шейки употребляются английские осевые коробки, обхватывающие совершенно конец Ось и запущенные в ступицу, с которой скрепляются четырьмя болтами таким образом, что последние никак не могут вывалиться. Чтобы сохранить перпендикулярное направление спиц колеса к полотну дороги при выпуклом профиле шоссе и улиц, колесам придают наклонное положение, что достигается употреблением Ось с наклоном в обе стороны. В легких экипажах употребляются коленчатые Ось, позволяющие спустить часть кузова ниже Ось вращения. Ось для экипажей выковываются или штампуются из лучшего железа. Ось, употребляемые в подвижном составе железных дорог, всегда стальные. Такая Ось представляет собой тело вращения, отдельные поверхности которого имеют общую геометрическую Ось Исключение составляют движущие Ось паровозов с внутренними паровыми цилиндрами, которые делаются коленчатыми, причем внутренняя шейка Ось обхватывается концом шатуна. В паровозах различают вообще движущие Ось, которые вращаются непосредственно движущим механизмом машины, сцепленные с движущими, или спаренные, Ось и свободные, или поддерживающие, Ось В паровозах, которые должны двигаться по извилистым путям с кривыми малых радиусов, употребляются Ось, устанавливающиеся в кривых радиально. Вообще же тяжесть паровозов и вагонов передается на Ось при посредстве букс, в которые убираются стержни, идущие от хомутов рессор. Колеса надеваются на Ось наглухо давлением гидравлического пресса. Железнодорожные Ось изготовляются обыкновенно из литой механически уплотненной стали, причем паровозные и тендерные Ось проковываются и прессуются. Для изготовления прямой Ось восьмиугольная стальная болванка, толщина которой превосходит втрое диаметр готовой оси, предварительно проковывается под паровым молотом в круглую форму, а затем выковываются шейки. Выкованная ось вторично отжигается в умеренном жаре, после чего для ограждения от быстрого и неравномерного охлаждения ей дают медленно остывать под слоем золы. От проковки ось теряет около 30 % веса, затем она поступает в обточку. Коленчатые Ось изготовляются более сложной проковкой, с вырубкой лишних частей, скручением на 90° и вторичной чистой выковкой, при последовательных нагревах, из болванок большого размера. При приеме от завода Ось, удовлетворяющая условиям наружного осмотра и обмера, испытываются на разрыв в некотором процентном количестве (у нас 2 %) предъявленной к приемке партии. По техническим условиям, утвержденным м-стром путей сообщ. 5 июля 1897 г., вырезанный из Ось в холодном состоянии круглый нормальный образец диаметром около 20 мм. должен давать от 50 до 60 кгр. на кв. мм. сопротивления и не менее 15 % удлинения, причем сумма цифр сопротивления и удвоенного удлинения должна быть не менее 90. Вагонные оси, кроме испытания на разрыв, подвергаются в количестве половины процента от принимаемой партии ударной пробе при следующих условиях: будучи положены на две подставки, удаленные одна от другой на 4 фт., они должны выдерживать без всяких признаков повреждения 5 ударов бабы весом 30 пд., падающей с высоты 15 фт. При этом после каждого удара Ось поворачивается в обратную сторону. Если при испытании получится неудовлетворительный результат, то переиспытывается из каждой плавки одна ось, и все оси из плавки, которая дала неудовлетворительное переиспытание, бракуются. Содержание фосфора в металле Ось не должно превышать 0,15 %. Порча Ось в службе происходит вследствие равномерного износа от трения по окружности шейки, а также от появления трещин при недостатках материала, которые могут повести к излому Ось В виду опасности, которой угрожает окончательный излом Ось при движении поезда, Ось периодически тщательно осматриваются. Легкие трещины при первом появлении не всегда могут быть замечены глазом. Для обнаружения их следует тщательно вычистить Ось и затем бить тяжелым молотом на торец Ось Производимые этим сотрясения выгоняют из трещины следы масла, которые указывают их место. Наиболее трещин замечается на тендерных Ось, что объясняется тем, что эти Ось чаще тормозятся и потому подвержены сильным сотрясениям. Не взирая на тщательное исследование Ось в отношении появления трещин, все таки известное число Ось под паровозами, тендерами и вагонами иногда ломается. По наблюдениям в Германии в 1887 г. из числа наблюденных Ось подверглись излому в тендерах 0,049 %, в паровозах 0,039 %, а в вагонах 0,013 %. Из сломанных вагонных Ось 56—73 % приходятся на товарные поезда. На английских жел. дорогах, где Ось делаются из отличной стали и за ними имеется особенно тщательный надзор, изломы Ось случаются гораздо реже. Обыкновенно при заказе Ось от завода требуется гарантия их удовлетворительной службы в течение определенного числа лет или минимального пробега в километрах. По русским техническим условиям завод гарантирует удовлетворительную службу Ось в течение 5 лет. Все Ось, лопнувшие или сломавшиеся в течение назначенного срока гарантии, за исключением Ось, поврежденных при столкновении поездов, сходе с рельсов и других тому подобных случаях, заменяются заводом бесплатно. Уменьшению износа и предупреждению нагрева осевых шеек способствует хорошая смазка (см.).

А. Т.

Смотрии так же...