Остяки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОСА
ОСВ
ОСЕ
ОСИ
ОСК
ОСЛ
ОСМ
ОСН
ОСО
ОСП
ОСС
ОСТ
ОСУ
ОСФ
ОСЦ
ОСЫ
ОСЬ
ОСЯ

Остяки — угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных Остяки — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д. Название Остяки придается также так называемым енисейским Остяки, живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими Остяки и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и "нарымские Остяки" или "Остяки-самоеды". Наоборот, весьма близки к Остяки, если не тожественны с ними, вогулы (см.). Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. Остяки называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhou ï = "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют Остяки яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими; ветвью их были и те "угры", которые ушли тысячу лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам или мадьярам (язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу; в Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, Остяки оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь Остяки живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25 тыс. Иртышских Остяки было в 1887 г. 2508 душ, сургутских насчитывается около 6000, северных всего больше — тысяч около 15.

По своему складу Остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с черными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетенными), темными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздернутым на конце носом. Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает Остяки особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины; они еще сохранили отчасти национальный костюм — рубашку из крапивного холста, вышитую разноцветной шерстью, цветной корсаж и суконный кафтан, украшенный металлическими бляхами, монетами, бусами и т. д., которые носятся также на лбу, шее и груди. Мужчины большей частью усвоили себе русский костюм, а зимой пользуются самоедским. Северные и восточные Остяки ведут отчасти бродячую жизнь и живут летом в покрытых корой шалашах (чумах), а зимой — в землянках или плохих деревянных избах; южные (в Тобольском и южной части Березовского округа) живут более оседло, в обыкновенных избах, и только мужчины летом перебираются для рыбной ловли на берега рек, где имеют кое-как сколоченные балаганы.

Рыболовство составляет главное занятие Остяки, как непосредственно, так и путем отдачи в аренду русским рыболовных участков по берегам рек или поступления в работники к более богатым рыболовам. Зимой они промышляют охотой (на соболя, белок, выдр, лосей), осенью собирают кедровые орехи, держат также в небольшом числе коров и лошадей, но лишь немногие (на юге) занимаются земледелием. Народ вообще довольно бедный, непредприимчивый, простой, честный, добродушный, вследствие чего эксплуатируется русскими крестьянами, у которых Остяки находятся обыкновенно в неоплатном долгу. Особенно сильно вредит Остяки водка; и везде, где они живут в более близком и частом общении с русскими и зырянскими торговцами, среди них развито пьянство, сифилис, они беднеют и вымирают, и территория их все более колонизуется русскими.

Остяки считаются христианами, носят кресты и имеют образа, но сохранили еще и прежние, языческие верования, в смешении с христианскими. Высшее божество называется Турим или Турум — Бог, властитель мира; помощником его в отношениях с людьми является его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум — у вогулов); затем следует ряд подчиненных духов, преимущественно злых (куль и менк), но отчасти и добрых (тонх), какая-то богиня огня и войны Тарн, священные или почитаемые звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь, мифическая птица Тохтин Керис и т. д.). Предметами почитания служат идолы, сохраняемые в труднодоступных, лесных местах, вместе с приносимыми им жертвами (серебром, шкурками и т. д.), и небольшие идольчики (изображения птиц и проч.), которые держатся в домах (в сундуках) или в амбарчиках при них. Посредниками в сношении с божествами являются шаманы, к которым обращаются в случае болезни и других важных обстоятельствах; у южных Остяки они, впрочем, почти уже вывелись. В похоронных обрядах южных Остяки осталось уже мало языческого, но у более северных сохранился еще обычай хоронить в лодке, воздвигать над могилой деревянный сруб и класть в него разные, нужные для путешествия на тот свет вещи. Свадебные обычаи представляют большую или меньшую смесь христианского с языческим. Русские почти никогда не женятся на остячках, но Остяки берет себе иногда в жены русских, и тогда потомство обыкновенно русифицируется. Народная поэзия у Остяки малоразвита; есть, однако, остатки героического эпоса (изображающего борьбу остяцких богатырей с самоедскими).

Любопытные данные об Остяки были записаны еще в начале XVIII в. Гр. Новицким; язык их и отчасти быт был предметом изучения в 40-х годах известного финского ученого Кастрена, позже Альквиста и некоторых венгерских ученых; их тип (пропорции тела, форма черепа) составлял предмет исследований итальянца Соммье, отчасти Чугунова и др. В новейшее время Остяки занимались итальянец Гондатти (преимущественно вогулами), Патканов (языком, народной словесностью и бытом иртышских Остяки) и профессор Якобий (вопросом о вымирании Остяки).

Д. А.

Смотрии так же...