Остророг, Ян (Ostrorog, умер в 1501 г.) — замечательный польский государственный человек и писатель. Учился в эрфуртском университете и получил степень "доктора обоих прав". Исполнял разные дипломатические поручения, был сенатором, каштеляном мендзижецким, потом познанским, старостой великопольским, воеводой познанским. Славу Остророг составляет его "Mo n umentum pro comitiis generalibus regni sub rege Casimiro pro reipublicae ordinatione congestum". (Памятник о "направе" Речи Посполитой). Остророг жил в такое время, когда в глубине польского общества шла сильная принципиальная вражда: против восторжествовавшей при Ягайло теократически-можновладской партии выступило новое поколение, воспитавшееся в духе гуманистических взглядов и желавшее объединить, для культурных целей, под эгидой сильной королевской власти все народные силы. К этому новому поколению принадлежал и Остророг, в своем мемориале сейму 1477 г. начертавший программу деятельности новой партии. Основное положение "Памятника" — что король польский "никому не подчинен и никого, кроме Бога, не признает выше себя". Остророг проводит резкую границу между политикой и религией и требует, чтобы король сбросил с себя всякую тень зависимости, в делах государственных, от папской власти. Замещение епископских кафедр должно быть в руках государя; сановники церкви обязаны абсолютной ему покорностью. Государство может требовать в церковной организации перемен, отвечающих его интересам; оно может не только понуждать духовенство к несению общественных повинностей, но и запретить взимание платы за требы, освободить подданных от платежа десятин, настаивать на надлежащем образовании духовенства, ограничить число вступающих в духовное звание, домогаться от епископов хорошего управления епархиями и наблюдения за жизнью в монастырях. Выступая противником самоволия духовенства, Остророг не затрагивает панов: это последнее противоречило бы его планам произвести реформу через сенаторов. Администрация должна вербоваться не по знатности происхождения, а по заслугам и личным достоинствам, и получать жалованье от государства. Власть должна опираться на общество, объединенное, здорово организованное и развивающееся в народном духе. Остророг восставал против господства в управлении латинского языка, а в монастырях и городах — немецкого. О времени написания "Памятника" существуют разные мнения. Яноцкий и Чацкий относят его к 1497 г., Бандтке — к 1459 г., Вегнер — к 1460 г., Каро — к 1456 г., Павинский — к 1457 г., два новейших исследователя, Бобржинский и Вержбовский, — к 1477 г.; эту последнюю дату следует признать наиболее вероятной. Принять ее, значит отказаться от мнения, будто Остророг начертал всю будущую программу польской политической реформы 2-й половины XV в. и стоял, таким образом, особо и высоко над современным ему польским обществом. Изучение сеймовых кампаний 1454—59 и 1460—77 гг. показывает, что среди польского общества обращались все те идеи политической реформы, которые проводятся в "Памятнике" Остророг; Остророг принадлежит только честь яркого выражения этих идей. Несомненны в "Памятнике" Остророг и следы сильного влияния чужеземных факторов: гуситства, гуманизма, французской национально-политической литературы.
Ср. С. Горский, "Sigismundi I Poloniae regis actiones" (т. XLII, стр.99—119); Бентковский, "Pamiętnik Warszawski" (неполный и неисправный перевод И. Ковнацкого); Бандтке, "Monumentum etc." (1881, без означения места издания, с переводом); В. Ламанский "Ян Остророг" ("Первые 15 лет Славянского Благотворительного общества"); Каро, "Ueber eine Reformationsschrift des XV J." (с текстом); Павинский, "J. Ostroroga źiwot" (1884, с текстом и переводом); Бобржинский, "J. Ostrorog" (1884); Вержбовский, "J. Ostroroga Pamię tnik" (1891, с текстом). Вержбовский издал новый текст, довольно отличный от доселе известного, который считает — позднейшей (1528—1532) фальсификацией польского протестанта.
Н. Ястребов.