Мореплавание

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Мореплавание или мореходство — т. е. передвижение товаров и лиц водным путем; бывает каботажным т. е. прибрежным (см. Каботаж), или дальним (см. Шкипера и штурмана дальнего плавания). У древних мореплавание было почти исключительно прибрежным; переезды с о-ва на о-в предпринимались лишь, если земля была видна. Египтяне знали лишь речное судоходство. Лишь у финикиян начался расцвет Мореплавание: их плаватели в Тарсис, т. е. на З., около 1100 г. до Рождества Христова основали Кадикс, проникли в Атлантический океан до Оловянных о-вов (Англии) и, может быть, достигли даже янтарных берегов Балтийского моря. На Ю. снаряжались экспедиции через Красное море в Офир (см.), привозившие материалы для постройки храма Соломонова. Геродот сообщает, что около 600 г. до Рождества Христова финикийские моряки по поручению фараона Нехао объехали в западном направлении всю Африку и вернулись на третий год через Геркулесовы столпы. Колония финикийского Тира, Карфаген, в течение нескольких столетий был могущественнейшею морскою державою на Средиземном море. У греков развилось Мореплавание вследствие сношений с финикиянами. Афины лишь благодаря Фемистоклу сделались цветущим морским государством. Высшей ступени Мореплавание достигло у греков на Родосе, портовые сооружения которого были лучшими в древности, а морские законы имели силу и у римлян. После похода Александра Великого появилось оживленное морское общение с Индиею; вскоре туда стали отправляться ежегодно более 200 судов. В Риме даже после Пунических войн Мореплавание стояло очень низко. Перевозка хлеба из Сицилии и Сев. Африки вызвала введение морских законов и страхования. Сами римляне были плохими моряками; их суда большею частью снабжались экипажем из провинций. В начале Средних веков отважнейшими мореходами были норманны; на своих плохо построенных судах, так наз. драконах, без компаса и с меньшими астрономическими познаниями, чем средиземноморские культурные народы, они совершали переходы по океану, открыли Исландию, Гренландию и даже Америку и, как морские разбойники (викинги), везде внушали ужас. Между тем как норманны на океане пользовались почти исключительно парусами и умели лавировать и против ветра, в Средиземном море было удержано передвижение посредством весел; однако галеры (см.) были здесь снабжены и такелажем. Введение компаса (см.) и морских карт лишь постепенно способствовали прекращению привычного плавания вдоль берегов. Генуэзцы и венецианцы в это время начали выходить и за пределы Средиземного моря, посещая Брюгге, Гент, Антверпен. История Ганзы (см.) является историею флота и морской торговли Германии в конце Средних веков. Купеческие суда Ганзы — так назыв. когги, шнигги и шхуты — были вместе с тем военными судами. Уже в XIII в. мы встречаемся с планами морских заатлантических экспедиций в Ост-Индию. В эпоху великих открытий прежде всего отличились португальцы с Генрихом Мореплавателем (см.), Варфоломеем Диасом (см.), Васкою да Гама (см.) и Фердинандом Магелланом (см.) во главе. Вскоре торговые экспедиции португальцев стали простираться до Японии и Китая. Из других мореплавателей того времени наиболее замечательны Колумб (см.), Джованни Кабот (см.), Америго Веспуччи (см.) и Мартин Бегаим (см.). Далеко еще не совершенными и хрупкими были каравеллы (см.) и другие суда этих смелых открывателей; у них была лишь одна палуба, высокая каюта, 2—4 мачты с большими латинскими парусами и немногими парусами на реях. Кораблестроение, вообще, в Средние века не сделало значительных успехов. Существенное влияние на Мореплавание имело изготовление редуцированных карт Герардом Меркатором (см.) и введение лага (см.), впервые описанного в "Regiment for the sea" Bourne'a, в 1577 г. Услуги мореходной астрономии оказало введение методов, хотя и несовершенных, определения долгот и широт (см. Мореходная астрономия). С открытием Америки и морского пути в Индию, с успехами искусства кораблевождения и проистекшей отсюда большей безопасности Мореплавание сильно оживилась морская торговля. В Португалии правительство монополизировало морские сношения с Китаем, Япониею и Сиамом; Бразилия сделалась местом ссылки. Торговля с Ост-Индиею подняла португальский торговый флот; Лиссабон после Амстердама сделался средоточием всего Мореплавание Падение Мореплавание Португалии началось, когда это государство было соединено с Испанией и в 1591 г. голландцам закрыт был доступ в Лиссабонскую гавань. Мореплавание испанцев ограничивалось почти исключительно торговлею невольниками, необходимыми для золотых и серебряных рудников Америки; морскому упадку Испании не помешало и владение Филиппинскими островами. Начиная с XV в., голландцы достигают большого могущества на море, сначала успешно конкурируют с Ганзою, особенно в рыбной ловле, а затем обращаются против испанцев. Основанная в 1602 г. большая Ост-Индско-Голландская торговая компания и мореходное общество довели морское дело в Голландии до высшей ступени развития. На голландских верфях строились суда для всех почти наций. В половине XVII в. у Голландии было около 15000 торговых судов, в том числе 2000 для ловли сельдей и около 200 китобойных и для ловли тюленей. Поздно развилось Мореплавание у англичан; лишь Генрих VIII дал ему прочные основания устройством морской администрации, м-рами к образованию штурманов и лоцманов, регулированием берегового освещения и устройством портов и верфей. Еще больше сделала Елизавета для поднятия морского могущества Англии. Экспедиции вокруг света Дрэка и Кавендиша (см.) и гибель испанской Армады (см.) подняли национальное самосознание и обеспечили за Англией господство на море. Благодаря навигационному акту (см.) Кромвеля Англия после победоносной войны с Голландией сделалась первою морскою торговою державою. В 1661 г была основана Английская Ост-Индская компания, позже развившаяся в значительную колониальную силу. Морское дело во Франции получает значение в XVII в., при Кольбере (см.). Он установил правильный набор матросов из среды берегового населения, завел военные порты и верфи, платил судохозяевам премии за вновь построенные суда и издал морской устав 1681 г., послуживший образцом для других государств. Французская Ост-Индская компания была малоуспешна, но приобретение вест-индских "сахарных о-вов" способствовало развитию морской торговли. В Германии после падения Ганзы Мореплавание поддерживалось лишь Гамбургом, имевшим морские сношения с Испаниею, Португалией, Исландией и Гренландиею. Купеческие суда конвоировались обыкновенно военными фрегатами, для защиты от пиратов и каперов. Много вреда в XVII и XVIII в. причиняло морской торговле каперство (см. Капер). Несмотря на многочисленные морские войны, Мореплавание постоянно усиливалось: Дания и Швеция присоединились к морским державам. Россия, несмотря на усилия Петра Вел., долго не могла завести значительного флота. В XVIII в. появился ряд важных для Мореплавание изобретений — отражательные инструменты, секстаны, октанты и хронометр; одновременно появились и лунные таблицы (см. Мореходная астрономия), для определения долгот по лунным расстояниям. Продолжительные европейские войны конца XVIII и начала XIX в. послужили в пользу молодому флоту Северо-Американских Соединенных Штатов. В то время, как Англия и Франция спорили из-за славы изобретения парохода, американцы рейсом колесного парохода "Саванны" через Атлантический океан доказали свое уменье воспользоваться этим изобретением, сильнейшим образом способствовавшим развитию Мореплавание Изобретение гребного винта (см.) вскоре привело к всеобщему введению его на морских судах. Лес как строительный материал оказался недостаточным; появились смешанные по материалу железно-деревянные суда и, наконец, суда из железа и стали. Отсюда явилась необходимость устранения последствий местного уклонения компаса, так наз. девиации (см.). Введение паровой силы увеличило число случаев столкновений судов; это привело к установлению правил относительно корабельного курса и позиционных фонарей. Сначала последние были введены лишь Англиею, но в 185 8 г. приняты всеми. В 1859 г. международная конференция в Вашингтоне рассматривала разные проекты улучшений. Были введены международный сигнальные книги, семафорные станции и станции для туманных сигналов; расширено береговое освещение. Опасности Мореплавание уменьшились благодаря предсказанию бурь и правилам для маневрирования во время ураганов; указания наиболее выгодных курсов дали возможность быстрее совершать рейсы. И парусное судостроение поднялось, чтобы конкурировать с дорогими вследствие употребления угля пароходами; так наз. чайные клиперы достигли максимальной парусной быстроты. Окончание Суэцкого канала в 1869 г. увеличило пароходное сообщение между Европою и Вост. Азиею и подняло до того времени незначительное Мореплавание средиземноморских государств. Парусные суда в настоящее время служат лишь для перевозки сырья; распространенные повсюду пароходные линии приняли на себя всю перевозку пассажиров и дорогой клади, требующей быстрой доставки. Возникли крупные пароходные общества (см. Кунард, Ллойд), а также общества для рыбной ловли в океане. См. Пароходство, Торговое мореходство и Торговый флот. Ср. Sem, "Hisloire de la marine de tous les peuples" (I, 1863); Gelcich, "Studien ü ber die Entwickelungsgeschichte der Schiffahrt" (Лайбах, 1882); v. Henck u. Niethe, "Zur See" (2 изд., Гамб., 1890—91); Friedrichson, "Geschichte der Schiffahrt" (1890); Batsch, "Nautische R ü ckblicke" (Б., 1892); Baineri, "La marina mercantile germanica" (Рим, 1892); K éveillère, "La conquête de l'Océ an" (П. и Нанси, 1894).

Смотрии так же...