Морское дело

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОД
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ

Морское дело — в общем смысле совокупность знаний, относящихся к мореплаванию. В состав Морское дело дела входят: 1) кораблестроительные науки (теория корабля и корабельная архитектура); 2) морская практика; 3) кораблевождение; 4) пароходная механика. К военно-морскому делу относятся также и 5) морское артиллерийское дело; 6) минное дело и 7) морская тактика. 1. Кораблестроительные науки. Теория корабля — наука о мореходных качествах корабля; она исследует: 1) остойчивость корабля; 2) качку корабля; 3) морское волнение; 4) управляемость кораблем; 5) сопротивление воды при ходе корабля и 6) судовые двигатели. На основании выводов из всего этого теория корабля дает средства построить корабль, удовлетворяющий всем мореходным качествам. Корабельная архитектура занимается изучением практики постройки судов. Корабельная архитектура: 1) рассматривает систему устройства частей корпуса судов при данном материале постройки; 2) занимается изучением обработки материалов для кораблестроительных работ и способов производства последних; 3) исследует способы устройства всех судовых помещений; 4) изучает устройство всех вспомогательных механизмов и приспособлений на судах (водоотливную систему, вентиляцию, водоснабжение, паровое отопление и т. п.) и 5) производит расчеты крепости частей корпуса судна на основании исследования сил, действующих на все судно или на отдельную часть его. См. Корабль, Судостроение и Судостроительные работы. 2. Морская практика занимается: 1) исследованием вооружения кораблей, т. е. устройства рангоута, парусов, такелажа, установки мелких вещей судового хозяйства; нагрузки судна товарами и т. п.; 2) изучением способов управлять парусным и паровым судном при различных обстоятельствах плавания. См. Паруса, Рангоут, Такелаж, Практика морская. 3. Кораблевождение — наука о том, как выгоднее провести корабль из одного пункта в другой наилучшим путем; разделяется на: 1) лоцию, 2) навигацию и 3) мореходную астрономию; см. отдельные статьи. 4. Пароходная механика — наука о судовых механизмах; изучает систему устройства и постройку 1) судовых котлов, 2) судовых машин, 3) двигателей (гребные колеса, винт и т. п.), 4) вспомогательные судовые механизмы. См. Паровые машины. 5) Морское артиллерийское дело занимается тем же, что и науки о сухопутной артиллерии; разница является лишь вследствие иных условий, в которых находятся судовые орудия — как по устройству и по помещению (напр. на мачтах, в башнях, в судовых защищенных казематах и т. п.), так и по способу наводки и действия ими (так как они стоят на колеблющейся платформе). К предметам морской артиллерии относится также и изучение средств защиты от орудий — главным образом брони. См. Морская артиллерия. 6. Минное дело развилось во флоте лишь в 70—80-х гг. нынешнего столетия. Морское минное дело изучает 1) мины оборонительные и устройство морских минных заграждений, 2) мины наступательные (самодвижущиеся, метательные и т. д.), 3) влияние подводных взрывов на суда и средства для защиты от мин. См. Мины и Сетевое заграждение. 7) Морская тактика — наука о наивыгоднейшем пользовании средствами защиты и нападения на военных судах во время войны — правила построения судов во время сражения, способы нападения и т. п. — см. Тактика.

Р. Л.

Смотрии так же...