Либертины

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЖ
ЛИЗ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ
ЛИЭ
ЛИЯ

Либертины — Во всех почти сочинениях нашего века, трактующих о Кальвине и его деятельности в Женеве, этим именем называются противники Кальвина, причем им приписывают политический радикализм, крайнюю свободу религиозных мнений и нравственную распущенность. Оппозиция Кальвину в Женеве этими качествами, однако, не отличалась (см. Кальвин) и в современных памятниках названия Либертины не носит. Имя и некоторые черты воззрений перенесены были на женевских противников Кальвина гораздо позднее, с небольшой секты XVI в., против которой Кальвин написал в 1545 г. статью: "Contre la secte furieuse des Libertins nomm é s spirituels". Из этой статьи, нашего единственного источника о Либертины, видно, что религиозное направление их, составлявшее как бы крайнее выражение анабаптизма, стало распространяться в Голландии, Брабанте, Лилле ок. 1530 г. (его вожди — Coppin и Quintin, бельгийцы). Либертины отвергали авторитет Писания или разлагали Библию на ряд аллегорий, в которых только просветленный ум, по их мнению, открывает глубокий внутренний смысл, непонятный для простеца. Отрицая личного Бога, они принимали пантеистический взгляд: религия — соединение души с Божеством, достигаемое путем истинного познания и нравственного подъема; на этой высоте человек может свободно следовать своим влечениям; грех и порок исчезают для него. Внешние поступки вообще безразличны; все заключается во внутренней жизни, проникнутой божественным началом. Отличительные черты проповеди Либертины — туманный символизм, игра словами, сведение всех данных мысли и речи на аллегории. Может быть, Либертины — продолжатели пантеистического направления конца средних веков в сев.-зап. Германии и Нидерландах. Во второй половине XVI в. о них ничего уже не слышно.

Р. В.

Смотрии так же...