Купол

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЖ
КУЗ
КУИ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Куполв архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либо тела вращения и имеющего сходство с опрокинутой чашей (итальянское cupola, от слова cupo = вогнутость, углубление). Купол может быть деревянный, сделанный из глины, металлический, но этим термином преимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича или камня. Происхождение Купол теряется в глубокой древности. Так, он встречается в доисторических памятниках Галлии, в нурагенах Сардинии, в надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр., сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в нубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении, по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки, произведенные в местах нахождения их давно исчезнувших городов. Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме Купол; тем не менее ее представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный Купол, правильной сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались им для прикрытия даже весьма обширных пространства как, напр., в Пантеоне Агриппы (см.), в котором полусферический Купол, снабженный вверху круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 43 1/2 м. в диаметре. Позже Купол сделался любимой формой покрытий в византийской архитектуре впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов, или парусов, (см. Византийское искусство). Усовершенствованный таким образом Купол распространился из Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию, перешел на Запад — в Италию (равенские крестильница и црк. св. Виталия, венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, в Ахене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степень развития Купол получил в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (Купол Брунеллески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловский Купол над римским собором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, Купол помещается по большей части не прямо на стенах покрываемого им пространства, но между ними и им воздвигается, как посредствующее звено, более или менее высокий цилиндрический тамбур (барабан), прорезанный окнами, служащими для освещения как самого Купол, так и подкупольной части здания. Впрочем, тамбур употреблялся еще и в византийском храмоздательстве. Иногда, для лучшего освещения Купол, в его вершине делается круглое отверстие, над которым воздвигается так назыв. фонарь — второй небольшой Купол, подпираемый тамбуром с окнами. Из Купол, в сооружениях новейшего времени, особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции и изяществу: во Франции — Купол црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже; в Англии — лондонского собора св. Павла, в Германии — шинкелевский Купол берлинского королевского музея; в России — моск. храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора. У древних римлян Купол украшался изнутри разделкой в виде выступающих вперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассеты, а в византийской архитектуре — мозаичными изображениями на золотом фоне; в новейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественно фресковой.

А. Св.

В конструктивном отношении, современный Купол представляет собой простейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения вида отдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредством меридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, с вершиной в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуется кольцо, ограниченное этими поверхностями и внутренней и внешней поверхностью Купол Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней, будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце, находится в равновесии. Такое свойство Купол позволяет устраивать в его вершине отверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколько устойчивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способ освещения Купол сверху. По этой же причине, при кладке Купол из мелкого материала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные ряды клиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, не нуждаются в подпоре. Толщиной свода задаются по давлению, которое приходится на пяты Купол от веса надкупольной нагрузки. В зависимости от этого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. При поверке прочности легких и средних Купол — берется в расчет и сцепление раствора в швах. При проектировании Купол серьезного внимания требует в особенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углах храма и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрических арок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей, указывают в большинстве случаев на необходимость или устройства контрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшения действия на них распора от Купол помощью железных связей (Купол св. Петра в Риме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если Купол оказывает стремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждения дальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнее время усовершенствования систем сквозных металлических покрытий привели к конструкции железных Купол, преимущественно для перекрытия круглых фабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей. Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей, располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые для большой устойчивости соединяются диагональными связями (система Шведлера). Купол зданий берлинского газгольдера состоят из 4-5 многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног; кольцо для фонаря образует 12-угольник. Эти Купол, пролетом от 32 до 44 м., покрыты картоном. Существуют подобные Купол, отверстием свыше 50 м. За образующую металлического сквозного Купол для средней части обыкновенно принимается парабола. Купол по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала, идущего на такой же Купол по обыкновенной параболе.

А. Т.

Смотрии так же...