Кларнет (итал. — clarinetto, нем. — Clarinette) — духовой деревянный инструмент с клапанами, имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, имеющий форму усеченного цилиндра, с пластинкой или язычком (anche). Кларнет развился в начале XVIII столетия из старинной французской свирели — chalumeau, благодаря трудам Христофора Деннера в Нюрнберге, и получил свое название вследствие сходства высоких звуков со звуками маленькой трубы (clarinetto). В группе духовых деревянных инструментов Кларнет — самый совершенный по чистой, выразительной звучности и техническому устройству. Сопрановые Кларнет бывают разных строев. Кларнет в C — первоначальный и самый старинный. Его партия звучит, как пишется — в скрипичном ключе. Ноты нижнего регистра полновесны и мрачны, среднего — тусклы, слабы, высокого — блестящи, благородны, высшего — пронзительны. В Кларнет в строе B объем тот же, но ноты звучат на большую секунду ниже писаных нот партии, самая же партия пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на большую секунду выше от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur, то партия Кларнет пишется в D-dur. Кларнет в строе A звучит на малую терцию ниже писаных нот; партия Кларнет пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на малую терцию вверх от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur, то партия Кларнет пишется в Es-dur. Чем меньше хроматических знаков в ключе партии Кларнет, тем легче играть; поэтому Кларнет in B применяется в пьесах с бемолями, Кларнет in A — в пьесах с диезами. Кларнет in B — наиболее употребительный; по тембру он чище, благороднее Кларнет in C. Кларнет in A по тембру мягче предыдущих Кларнет; характер звука нежный, элегичный. Объемы Кларнет:
Кларнет применяются в симфоническом оркестре (преимущественно — два в одном строе). Басовые Кларнет в C, B и A по внешности пропорционально увеличены в сравнении с сопрановыми Кларнет и имеют их звуковой объем, но только октавой ниже. В техническом отношении они менее подвижны. Низкий и средний регистры самые красивые; по мере приближения к верху звуки теряют свой благородный тембр. В оркестре применяется один басовый Кларнет, преимущественно в строе B. Существуют Кларнет высших строев, например в D, Es, они звучат выше сопранового Кларнет в C, редко применяются в симфоническом оркестре по причине резкого, крикливого звука и чаще встречаются в военных оркестрах. Семейство Кларнет обширно. Всех разновидностей Кларнет 12. Здесь рассмотрены только главные.
Н. Соловьев.