Каутский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Каутский (Karl Kautsky) — современный немецкий экономист, историк и публицист, род. в 1854 г. в Праге, по происхождению чех. В 1875 г. Каутский опубликовал первую свою более крупную работу "Darwin und der Sozialismus" (в лейпцигском "Volksstaat"), a в 1880 г. издал серьезный труд по вопросу о населении: "Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft". K. признает теорию Мальтуса в основе верной. Хотя колебания заработной платы независимы от движения населения, и, следов., при существовании капиталистического строя применение практических советов Мальтуса нисколько не улучшит положения рабочих; тем не менее, Мальтус прав, утверждая, что повышение благосостояния усиливает размножение; поэтому переход к более совершенному способу производства может лишь отсрочить перенаселение. Самодействующего регулятора, устанавливающего соответствие между населением и средствами существования, нет, и поэтому искусственное предупреждение рождений (pr ä ventiver Verkehr) безусловно необходимо для того, чтобы и в социалистическом обществе перенаселение не создало очень быстро всеобщей нищеты. В техническую (медицинскую) сторону вопроса Каутский не вдается. В настоящее время Каутский отказался от мальтузианства, хотя по-прежнему не разделяет оптимизма большинства социалистов, верующих в постоянную гармонию между населением и средствами существования. Каутский полагает теперь, что опасность перенаселения, могущая грозить социалистическому обществу, не так велика и не так близка, как он думал раньше; это доказывается фактом необычайного расширения за последнее время пищевой площади. Искать уже теперь специфический закон населения, который будет действовать в социалистич. обществе, — такой же утопизм, как утопичны вообще все попытки наперед определить учреждения и законы так назыв. будущего общества. Редактируемый Каутский журнал "Neue Zeit" (сперва ежемесячный, теперь еженедельный) признается весьма солидным и интересным изданием; задача его — разработка и научное освещение вопросов общественной жизни и история в духе марксизма. Такой же характер носит и литературная деятельность Каутский Ему принадлежит, кроме журнальных статей, ряд исторических и социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьезном изучении: "Thomas More u n d seine Utopie" (Штутгарт, 1888); "Die Klassengegens ä tze von 1789" (Штутгарт, 1889); в 1-м томе "Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung in Einzeldarstellungen" (Шт., 1894), изд. под редакцией Каутский и Бернштейна, — история социализма от Платона до Т. Мора; "Каутский Marx oekonomische Lehren gemeinverst ändlich dargestellt u. erlä utert" (начало переведено на русский язык в сборнике "Помощь самообразованию"). Каутский участвовал в выработке Эрфуртской программы (1891) социал-демократической партии и написал к ней обстоятельный комментарий ("Das Erfurter Programm m seinem grunds ätzlichen Theile erlä utert", Шт., 1892). Характерны рассуждения Каутский о борьбе двоякого рода тенденций в капиталистическом обществе: принижающих пролетариат и поднимающих его. Не первые приведут к торжеству более справедливого экономического порядка, а наоборот, последние. Отсюда вытекает отрицание максимы: чем хуже, тем лучше. Социальные реформы, правда, не в силах устранить противоречия капиталистического строя, но это не значит, что реформы не нужны. Безусловно отвергает Каутский реформы, направленные к восстановлению прежних, докапиталистических экономических отношений. Поддержание ремесленников и крестьян как производителей невозможно на почве существующего экономического порядка, но облегчение их положения как потребителей — важная задача социал-демократии. Совершенно оригинальный взгляд высказал Каутский на значение картелей и их отношение к кризисам (см. Картели). Оценивая все явления, в том числе и политические, с точки зрения интересов и исторической задачи промышленного пролетариата, Каутский выступил защитником парламентаризма в книге "Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung u. die Sozialdemocratie" (Шт., 1893). Замену парламента прямым народным голосованием по проекту Риттингсгаузена (см.) Каутский признает невозможной даже как корректив к парламентарному строю, народное голосование (в форме референдума и инициативы) желательно только при известных условиях, как то: 1) отсутствии противоположности между городом и деревней или численном преобладании городского населения над сельским, 2) развитой политической и, в частности, партийной жизни и 3) отсутствии чрезмерно централизованной, независимой от народного представительства государственной власти. В государствах с мнимым конституционализмом (напр. в Германии) пролетариат, по мнению Каутский, должен поддерживать парламент, а не ослаблять его, не раздроблять нацию на отдельные голосующие общины, с которыми гораздо легче сладить, чем с национальным представительством. Кроме названных выше, Каутский принадлежат еще следующие брошюры и статьи: "Irland" (Шт., 1880; русский перевод в "Русском богатстве" за 1893 г.), "Internationale Arbeitergesetzgebung" (Шт., 1880), "Die ueberseeische Lebensmittelkonkurrenz" (Шт., 1881), "Der Arbeiterschutz u. der Achtstundentag" (Шт., 1890), " Tschernyschewsky u. Malthus" (в "Jahrbuch f. Sozialwissenschaft", Цюрих, 1881), биография Энгельса в "Pionier, Volks Kalender" (Нью-Йорк, 1892) и мн. др. На русс. языке некоторые исторические и социологические этюды Каутский ("Классовые противоречия, 1789", "Общественные инстинкты у человека и животных" и др.) были напечатаны в "Северн. вестнике" и "Мире Божием"; отдельное их издание готовится к печати.

П. Струве.

Смотрии так же...