Картон в живописи — рисунок углем или карандашом (или в два карандаша — белый и черный), сделанный на бумаге или на грунтованном холсте, с чего уже пишется картина красками. Первоначально подобные рисунки делались исключительно для фресок, толстая бумага (итал. — cartone), на которой делался рисунок, проколотая по его контуру, накладывалась на грунт, приготовленный для фресковой живописи, и посыпалась угольным порошком по проколу, через что образовался на грунте слабый черный контур. Фресковая живопись писалась сразу без поправок, и потому нанесение готового, совершенно обдуманного контура было необходимо. Законченные картоны часто имеют достоинство картин, за исключением красок; таковы Картон в живописи Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля (афинская школа — сохраняется в Милане) Мантеньи, Джулио Романо и др. Нередко знаменитые художники исполняли Картон в живописи для тканых ковров-картин; известны 7 Картон в живописи Рафаэля из "Деяний апостольских", исполненные им для фландрских ткачей (хранятся в Кенсингтонском музее в Лондоне), 4 Картон в живописи Мантеньи. Из Картон в живописи ближайшего к нам времени можно упомянуть о Картон в живописи Овербека, Шнорра, Корнелиуса ("Разрушение Трои", "Страшный Суд" и др.), Каульбаха ("Разрушение Иерусалима", "Битвы гуннов" и др.), Энгра — для живописи на стекле в усыпальнице Орлеанского дома. У нас живопись, напр., в Исаакиевском соборе исполнена также по Картон в живописи, которые, однако же, не сохранены. Иногда Картон в живописи сочинен одним художником, а живопись с него — другим. Так, Корнелиус отдавал иные Картон в живописи почти в полное распоряжение своих учеников.
Ф. П.