Карнеад Киренский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Карнеад Киренский (215-130) — ученик и преемник по академии Гегезиппа; изучал стоическую философию, особенно Хризиппа; в 156 г. до Рождества Христова был вместе со стоиком Диогеном и перипатетиком Критолаем в Риме, где произвел большое впечатление красноречием и умением доказывать противоречивые тезисы с одинаковой силой. Считается родоначальником третьей, или новой, Академии; развил скептическое учение со стороны положительной, т. е. добавил учение о вероятности и ее степенях, пополнив таким путем скепсис Аркезилая. Сочинения Карнеад Киренский до нас не дошли. Он полемизирует против возможности знания вообще и против науки в той ее форме, которую он застал в Греции, т. е. против стоицизма, отчасти и эпикуреизма. Знание невозможно, потому что нельзя найти критерия истины, т. е. такого признака, по которому можно отличить истинное представление от ложного; это одинаково применимо как к ощущениям, так и к понятиям. Φαντασία καταληπτική, т. е. представление, которое само по себе имеет характер истинности, как учили стоики — заключает в себе противоречие. Но и доказательство невозможно, ибо оно ведет в бесконечность: каждое доказываемое положение основывается на другом, это — на третьем и т. д. Если же остановиться на каком-либо положении, то окажется, что само доказательство не доказано. Невозможно доказательство и со стороны содержания, которое, по мнению Карнеада, заимствуется рассудком из восприятий — а в них нет возможности различить истинное от ложного. Особенно подробно опровергал Карнеад Киренский стоическую физику и теологию, указывая на догматичность стоической теологии. В понятии божества Карнеад Киренский указывал противоречие признаков — личности и бесконечности. Личность непременно вносит ограничение в понятие бесконечности; такое же противоречие и в признаках жизни, и вечности: живой Бог не может быть вечным. Жизнь предполагает ощущения, ощущения — изменчивость, что противоречит неизменности божества. По таким же основаниям Карнеад Киренский не находит возможным приписать божеству добродетели — мудрость и проч. Далее, Бог не может быть ни телесным, ни бестелесным; он не может быть ни ограниченным, ни безграничным. Но отсюда нельзя еще заключать, что Карнеад Киренский был атеистом; он отрицал только возможность познания божества. Он ратовал также против предсказаний и мантики вообще, возражая против стоического фатализма; целью его при этом, очевидно, была критика учения о причинности, а не защита свободы как таковой. Подобно софистам, Карнеад Киренский отрицал естественное право, ссылаясь на изменчивость нравственных воззрений и положительных законодательств у различных народов. Невозможность истинного познания не исключает некоторых предположений, более или менее вероятных, в которых человек нуждается для практической деятельности. Отсюда учение Карнеад Киренский о вероятности и трех ее степенях: первая степень (πιθανή φαντασία) — представление, вероятное само по себе, но не имеющее подтверждения в других представлениях; вторая степень вероятности — та, которая не опровергается другими представлениями; третья, высшая — представление, не опровергаемое, а подтверждаемое другими представлениями. Это учение Карнеад Киренский несколько напоминает теорию Милля о возникновении необходимых истин. Школа К . скоро выродилась в эклектизм. Наиболее известный ученик Карнеад Киренский — Клитомах. О Карнеад Киренский мы знаем главным образом из сочинений Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и Цицерона См. Gouraud, "Dissertatio de Carneadis vita et placitis" (П., 1848). Оценка Карнеад Киренский как философа см. Скептицизм.

Смотрии так же...