Каприччио (сарriccio, ит.) — каприз, музыкальное сочинение, в котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по своей фантазии. В Каприччио темы оригинальные, резко выдающиеся, контрастирующие. Каприччио пишут для сольного инструмента, а также для оркестра. В первом случае Каприччио нередко имеет форму этюда, в которой проводится один мотив с резким очертанием или в виде виртуозной пьесы (Capriccio Мендельсона для фортепиано с оркестром, оп. 22); во втором случае в Каприччио встречаются несколько контрастирующих тем. Из русских композиторов Каприччио писали: Глинка (увертюра "Арагонская хота", которую он раньше назвал Capriccio brillante), Рубинштейн (Valse-caprice и пр.), Чайкоский (итальянское Каприччио), Римский-Корсаков (испанское Каприччио) и пр. В начале прошлого столетия фугообразное произведение, свободное от установленных правил фуги, называлось Каприччио
Н. С.