Капнист Василий Васильевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Капнист Василий Васильевич — поэт и выдающийся драматург, род. в 1757 г. в имении Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии. Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в Измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова — "охотника до наук и особо до стихотворства". Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г. Капнист Василий Васильевич перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным. В годы пребывания в столице Капнист Василий Васильевич усиленно старался пополнить свое домашнее образование изучением древних и западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями Ломоносова, Кантемира, Сумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства. В 1782 г. он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том же году при посредничестве Львова получил место при Главном почтовом управлении. В 1 7 85 г. он был избран киевским дворянством в губернские предводители, а через 2 года был назначен главным надзирателем Киевского шелковичного завода. В 1799 г. Капнист Василий Васильевич был причислен к театральной дирекции по заведованию русской труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы известных артистов — Шушерина, Сахарова, Пономарева. В 1802 г. Капнист Василий Васильевич был утвержден генеральным судьей 1-го департамента Полтавского генерального суда, а с 1812 по 1818 г. числился по министерству народного просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. Капнист Василий Васильевич был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губ. а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им Обуховке.

Капнист Василий Васильевич был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер, Богданович и Оленин. Первое произведение Капнист Василий Васильевич — ода на франц. языке, по поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил ее так: "преглупая ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит". Внимание читающей публики Капнист Василий Васильевич обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн. "С.-Петербургского вестника" (1780 г.) "Сатирой первой", перепечатанной впоследствии в "Собр. Люб. росс. слов." (ч. V) под загл. "Сатира первая и последняя". Капнист Василий Васильевич высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор напечатал в том же "СПб. вестнике" "Письмо", в котором называет Капнист Василий Васильевич глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из Буало, Фонвизина и Сумарокова как свидетельства плагиата. В 1783 г. молодой литератор написал торжественную "Оду на рабство", которую, однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении Капнист Василий Васильевич является южно-русским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах. В 1786 г. новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться "верноподданный" вместо прежнего "раб", побудил Капнист Василий Васильевич написать "Оду на истребление в России звания раба". До 1796 г. имя Капнист Василий Васильевич встречается затем во многих повременных изданиях — "Новых ежемесячных сочинениях", "Московском журнале", "Аонидах" Карамзина. Его произведения, как переводные, так и оригинальные, пользовались популярностью и в публике, и среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода Капнист Василий Васильевич "Ответ Рафаэля певцу Фелицы" была доставлена Державину еще в рукописи, под заглавием "Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия Капнист Василий Васильевич". Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении "Изображение Фелицы". Державин обиделся и отвечал резким письмом, где, между прочим, писал: "Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран". Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 г. Капнист Василий Васильевич издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустшием на заголовке:

Капнист Василий Васильевич я прочел и сердцем сокрушился

Зачем читать учился.

Через два года появляется на сцене главное литературное произведение Капнист Василий Васильевич — комедия "Ябеда". Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене "Горя от ума" и "Ревизора", имеющих по своей обличительной тенденции много общего с "Ябедой", пользовалась выдающимся успехом. "Ябеда" не отличается искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель ее — изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды — господствует над содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его главные действующие лица — Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг. — карикатурны; но Капнист Василий Васильевич метко попал в больное место современного ему общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса, разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу получила права гражданства. Бантыш-Каменский передает следующий эпизод, которому был сам свидетелем. Когда в 3 действии Хватайко поёт: "Бери, большой тут нет науки; бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать?" — зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и восклицали: "это вы! это вы!" Популярность "Ябеды" в начале текущего столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные драматическия произведения Капнист Василий Васильевич не имеют значения; одной из них, "Станорев или мнимая неверность", сам автор посвятил следующую эпиграмму:

Никто не мог узнать из целого партера

Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;

Но общий и согласный свист

Всем показал, что то — Капнист Василий Васильевич

Из лирических стихотворений Капнист Василий Васильевич, которые в свое время пользовались значительным успехом, лучшие: "В память береста" и "Обуховка", где автор обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. Капнист Василий Васильевич пытался, несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр в переводе греческих и римских авторов размером простонародных русских песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей. Сочинения Капнист Василий Васильевич изданы в 1849 г. Смирдиным.

Б. Глинский.

Смотрии так же...