КантелеЭнциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кантеле (кандала — Олонецкой губ.) — древнейший из финских народных музыкальных инструментов, о котором говорится в Калевале. Кантеле состоит из небольшого деревянного резонансового ящика с голосником; на этот ящик натянуты струны разной длины, напоминающие своим расположением арфу. В одном конце ящика струны прикреплены, а с другой навертываются на колки, воткнутые в отверстия, сделанные в доске ящика. Кантеле в первобытном виде имел пять волосяных струн; новейший его вид имеет струны металлические, которых число доходит до 13. На Кантеле играют без смычка, пальцами обеих рук, задевающими за струны; играющий держит инструмент на и коленях, в горизонтальном положении. Строй Кантеле в натуральной, или неискусственной, гамме — соль-минор (начиная с малой октавы), без повышенной седьмой ступени, т. е. в транспонированной эолийской гамме. Строй Кантеле с пятью струнами: Строй Кантеле с 13 струнами: Редко кантеле строится в гамме соль-мажор. Перемена делается вследствие требований рунических песен, которые сопровождаются игрой на Кантеле По мнению А. С. Фаминцына, кантеле заимствован финнами у северных славян, старинные гусли которых весьма схожи с Кантеле Эсты, литовцы, латыши заимствовали Кантеле у финнов. Названия этих инструментов довольно схожи с финским: каннель — у эстов, канклес — у литовцев, кауклес — у латышей. Образчики Кантеле хранятся в музеях Стокгольма, Дерпта, СПб. консерватории. В музее Импер. русского географического общества хранятся Кантеле латышского и литовского происхождения. О Кантеле писали: Асерби ("Voyage au Cap-Nord", 1804), Рециус ("Finland i Nordiska Museet", 1881), А. С. Фаминцин ("Гусли", 1890), M. О. Петухов ("Кантеле", в "Всемирной иллюстрации", № 1209, 1882 г.). H. Соловьев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|