Калевипоег

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Калевипоег — эстонская поэма, воспевающая похождения национального богатыря эстов, исполина, сына Калева (Калевича, Каlewipoeg'a). Увлекаясь примером Леннрота, составившего финскую "Калевалу" (см.), эстонский ученый Kreuzwald, желая доказать существование у эстов эпоса о Калевиче, сделал попытку связать в одну обширную поэму отдельные народные песни и прозаические рассказы об этом богатыре. Поэма Крейцвальда, состоящая из 20 песен, была издана им в тексте, с немецким переводом Рейнталя, в трудах Ученого эстонского общества (Дерпт, 1857-1861). Хотя составитель обозначил звездочкой те места текста поэмы, которые внесены целиком из народных песен, но то обстоятельство, что он впоследствии сжег свои рукописи и что он перелагал свободно в метрическую форму прозаические местные легенды о сыне Калева, лишают возможности видеть в поэме Крейцвальда национальную эпопею эстов. Лишь отдельные песни могут считаться народными, но цельной эпопеи о сыне Калева у эстов не существовало. В художественном отношении Калевипоег значительно уступает финской "Калевале". Больший интерес представляют сказания о сыне Калева со стороны мифологической, характеризуя древние верования и предания эстов. Сын Калева представляется грубым исполином, обладающим непомерной силой и совершающим ряд подвигов фантастического характера. Предания о Калевиче распространены по всей Эстляндии и приурочены к разным местностям; в наибольшем количестве песни о нем сохранились в Псковском у. Поэма Крейцвальда начинается преданием о происхождении родоначальника эстов Калева. Исполинский орел приносит его к берегам Эстляндии, где он становится властителем страны От союза его с Линдой, чудесной девой, происшедшей из тетеревиного яйца, произошли три сына, из которых последний, родившийся после смерти отца, один называется Калевипоег (Калевич); другие не названы по имени. По смерти Калева многие сватаются за Линду, но она отвергает всех женихов. Во время отсутствия всех сыновей, ушедших на охоту, волшебник из Финляндии похищает Линду, но бог-громовник оглушает похитителя ударом грома, а Линду превращает в скалу. Калевипоег ищет похищенную мать и испытывает разные приключения. Переплывая море, чтобы достигнуть Финляндии, он, выйдя на берег в одном заливе, слышит чудное пение красивой девушки. Он поет сам любовные песни и обольщает девушку. Когда на расспросы ее отца он называет себя и рассказывает о своей жизни, девушка открывает в нем своего брата и бросается в море. Калевипоег не удается ее спасти. Этот эпизод сильно напоминает похождения Куллерво в Калевале. Приплыв в Финляндию, Калевипоег отыскивает волшебника и разбивает созданное им посредством колдовства войско. Не поверив рассказу волшебника о судьбе матери, он убивает его и после долгих напрасных поисков засыпает от утомления. Во сне является ему Линда, из чего он заключает, что ее уже больше нет в мире живых. Прежде чем вернуться домой, Калевипоег у знаменитого кузнеца в Финляндии добывает себе чудесный меч и вследствие ссоры на пиру убивает этим мечом сына кузнеца. Кузнец проклинает Калевипоег и пророчит ему смерть от того же меча. Такие же предупреждения слышит Калевипоег уже по возвращении домой, от погубленной им девушки и от своей покойной матери. Далее рассказывается предание о метании Калевипоег и его братьями камней около Дерпта и о провозглашении Калевипоег властителем страны. Устраивая ее, он пашет землю и истребляет диких зверей. После новых продолжительных похождений Калевипоег навеки приковывает к скале властителя ада, Сарвика. Историческая черта проскальзывает в конце похождений Калевипоег Этот силач совершенно падает духом, когда ему сообщают, что в Эстляндию явились железные люди (немецкие рыцари). Калевипоег оставляет свой народ, удаляется в лес и поселяется в хижине. Блуждая в постоянной тоске, он приходит к ручью, куда раньше упал его роковой меч, хочет его достать, но в силу наложенного на меч заклятия он отрезает своему бывшему хозяину ноги по колена. Когда душа Калевипоег поднялась на небо, бог Таара посылает его охранять ворота царства мертвых. В похождения Калевипоег вставлены многочисленные эпизоды. См. Schiefner u. Wiedemа nn, "Bericht ü ber Kreuzwalds Kalevyipoeg" (в "Bullet. de l'Acad. de St. Petersb.", II, 1860); Schiefner, "Ueber die esthn. Sage von Kalewipoeg" (в "M é langes russes", IV); Schott, "Die esthn. Sage von Kalewipoeg" (в "Abhandlungen d. Acad émie d. Wissenschaften zu Berlin", 1862).

. Миллер.

Смотрии так же...