Кабир

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Кабир — знаменитый индусский религиозный реформатор, вероятно, начала XV в. О жизни его известно немного, так что даже существование его подвергалось сомнению. Вероятно, что он родился в Бенаресе в касте ткачей (одна из презренных, низших каст), был одним из проповедников секты Рамананда (см.), по преданию даже его непосредственным учеником (легенда дает ему 300 лет жизни, от 1149 до 1449 г.). Кабир не оставил письменных памятников своей деятельности, но его последователи имеют все-таки довольно много сборников (на языке хинди), составленных будто бы его непосредственными учениками. В них сохранены собственные изречения и учения Кабир, заключающиеся в довольно иногда объемистых стихотворных отрывках, а также в диалогах, в которых он является главным собеседником. В диалогах Кабир оспаривает все индусские суеверия и традиции. Он отвергает и осмеивает Шастры и Пураны обличает надменность и лицемерие брахманов, отрицает все различия каст, религий и сект. Все любящие Бога и делающие добро — индусы или мусульмане, безразлично, — братья. Идолопоклонство и все отзывающееся им строго осуждается Кабир: храм должен быть только местом молитвы. Кабир не дозволяет своим ученикам ни бросающихся в глаза обрядов, ни таких же особенностей в костюме, которые, по его мнению, только отчуждают людей друг от друга и разделяют их. Чтобы не вызывать соблазна и излишней вражды в окружающих, Кабир предписывает своим последователям согласоваться с ними в неважных и безразличных вещах. Он советует самоотречение и созерцательную жизнь, но выше всего ставить нравственную чистоту, не связывая ее с тем или другим специальным образом жизни. Авторитет в вопросах веры и нравственности принадлежит учителям секты — гуру, но послушание им не должно быть слепо, и совесть верующего сохраняет свою свободу. Общий характер учения Кабир напоминает мусульманский квиетизм. Это сходство замечено было и в Индии, так что магометане считают Кабир одним из своих учителей, а индусы, в свою очередь, сложили предание, что Кабир был мусульманином, обратившимся в индуизм. Очевидной целью Кабир было создать индусско-мусульманскую унию, и потому он с одинаковой силой нападает как на нетерпимость Корана и фанатизм мусульманского духовенства, так и на суеверия и предрассудки своих земляков. Монотеизм ислама, чуждый всякой чувственности строгий культ его, широкое братство (в пределах мусульманской церкви) и практическая мораль произвели на Кабир сильное впечатление, но только в общих чертах. Он не знает хорошо мусульманского богословия: его Бог взят из Веданты, а не из Корана; в формуле посвящения новичков в его секту упоминается Рама, а монотеизм уживается с признанием большинства олицетворений индуизма. Последователи Кабир — Кабир-Пантхи (идущие по пути Кабир) — образуют теперь 12 главных подразделений, которые поддерживают взаимную связь, несмотря на некоторые различия в учении и культе. Центр их — Бенарес, но они встречаются и в Бенгалии, Гуджерате, центральной Индии и даже в Декане. Число их должно быть довольно значительно, хотя и не поддается точному определению, ввиду их стараний не отличаться по обычаям от среды, в которой они находятся. В конце прошлого века на одном из религиозных сборищ в Бенаресе их присутствовало 35000. Кабир почитается за святого большинством вишнуитов; многие другие реформаторские секты индусов прямо признают его авторитет, а влияние его заметно на всех. В связи с учением Кабир находится и самая замечательная из новых индусских сект — сикхи, или сейки (см.).

Ср. H. Wilson, "Select Works" (т. I, стр. 69,153).

С. Булич.

Смотрии так же...