Домовой

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОА
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОЧ
ДОШ
ДОЩ

Домовой (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm än nchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или Чура. Различные названия Домовой и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Домовой с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Домовой выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербы — ведогонь. Место Домовой обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Домовой к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Домовой поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Домовой — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Домовой У великоруссов и литовцев Домовой мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Домовой — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Домовой ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Домовой редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Домовой бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Домовой австрийских южных славян — в "Знании" (апр. 1877), о Домовой разных диких и варварских народов — в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме.

Смотрии так же...