Домашние боги

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОА
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОЧ
ДОШ
ДОЩ

Домашние боги (dii domestici, familiares, patrii, πατρωοι, γενέθλιοι) — боги-покровители семейного очага. Эмблемой Домашние боги богов был священный огонь, который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина; жрецом их был глава семьи; вступить в семью — напр. женщине посредством брака — значило приобщиться к культу Домашние боги Б. Домашние боги Б. — это обоготворенные родоначальники, предки, родители. Души предков, возведенные смертью в божество, назывались у греков демонами, или героями, латины наз. души усопших манами, добрые души — ларами, также гениями, а злые — ларвами. Место культа Домашние боги Б — очаг, огнище — скрывалось от непосвященных взоров в самых сокровенных частях дома. Отсюда другое название Домашние боги Б. — сокровенные (θεοί μυκίοι, ερκιοι κτήσιοι) или внутренние (dii Penates). He только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ларов (lari publici, в противоположность lari privati) и своих пенатов (penati majores, publici, в против. penati minores, privati). Фюстель де Куланж ("Гражданская община античного мира", русск. перевод Е. Корша, М., 1867) весь строй древнего общества объясняет культом предков, послужившим основой как для сакрального, так и для гражданского и публичного права; отсюда замкнутость родового союза, члены которого объединены культом и резко противополагаются всем тем, кто не приобщен к нему. Культ предков является общераспространенным в Китае, где он послужил исходной точкой для всех др. религиозных систем; поныне китайцы приносят жертвы душам предков и вполне убеждены, что благосостояние умерших предков и живых потомков обусловлено их взаимным добрым расположением и обоюдными услугами. Ср. Георгиевский, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888). Культ предков явственно выступает и в славянской мифологии, отражается и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев, находя, что религия восточн. славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждает, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология. Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объясняется отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения. Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (т. е. дед, прадед, что ясно из употребительного пращур). Это божество призывается и теперь бессознательно в опасностях, особенно когда простолюдин думает, что он подвержен злобе духов. "Чур меня, чур", — говорит он тогда. С упадком язычества древний Род, или Чур, перешел в современного домового (см). Более всего сохранился культ предков, в форме почитания незримого духа-хранителя дома, у малороссов, у которых души предков иногда, хотя и редко, называются долями. Говорят: "Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты"; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату. У белорусов молодая, оставляя отцовский дом, уже севши на воз с мужем, причитает: "Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином".

Смотрии так же...