Дефо

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Д ДА ДВ ДГ ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЕА
ДЕБ
ДЕВ
ДЕГ
ДЕД
ДЕЕ
ДЕЖ
ДЕЗ
ДЕИ
ДЕЙ
ДЕК
ДЕЛ
ДЕМ
ДЕН
ДЕО
ДЕП
ДЕР
ДЕС
ДЕТ
ДЕУ
ДЕФ
ДЕХ
ДЕЦ
ДЕЧ
ДЕШ
ДЕЯ

Дефо (Даниэль Defoe) — знаменитый английский писатель; род. в 1659 г. Отец его, по профессии мясник, был диссидентом; носил он фамилию Фо, измененную впоследствии Даниэлем в Дефо Образование Дефо получил в диссидентском учебном заведении, носившем громкое название Академии. Но больших знаний "Академия" не давала, и враги Дефо всегда корили его недостаточностью образования. Блестящие способности Дефо дали ему возможность самому завершить образование. Многочисленные его сочинения по различным отраслям знания и превосходное усвоение 5-ти языков несомненно свидетельствуют против нареканий его врагов. По окончании курса в "Академии" Дефо предстояло вступить в духовное звание, но он предпочел занятие торговлей. Когда до него дошла весть о восстании Монмута (см.), Дефо оставил торговую контору и литературные планы, сражался в рядах инсургентов и едва не попал в руки мстительных победителей. Сперва он бежал за границу, а потом возвратился в Лондон, где по-прежнему принялся за торговые дела. В это время он держал чулочную лавку или, может быть, состоял агентом по чулочному производству, что не помешало ему в последние годы царствования Иакова II выпустить несколько памфлетов по поводу текущих событий. Дела его между тем расстроились, и он потерпел банкротство. В это время Вильгельм Оранский вступил в пределы Англии, и Дефо немедленно присоединился к его армии. Охватываемый царствованием Вильгельма III период общественной и литературной деятельности Дефо представляет счастливое сочетание ума, таланта, искренности и прямоты. Он озарил ярким светом всю жизнь писателя и создал ему прочную славу. Дефо был вдохновлен мыслью о поддержке планов горячо любимого им короля; он имел одну цель — защиту высокопочитаемого, чуть ли не обожаемого им героя от клеветы врагов. За это время Дефо написал целый ряд замечательнейших своих произведений. Наиболее выдающиеся между ними: "Опыт о проектах" (An Essay upon Projects), в котором идет речь об улучшениях в делах политики, торговли, педагогики и благотворительности; "Защитительное слово бедняка" (The poor man's Plea), в котором автор остроумно защищает бедняков от взводимых на них напраслин и предлагает лицемерным реформаторам исправиться прежде всего самим; "Прирожденный англичанин" (The true-born Englishman) — сатира, являющаяся отповедью только что перед тем появившемуся в печати памфлету, направленному против личности Вильгельма III. Все это обратило внимание Вильгельма на Дефо Талантливый лавочник был призван во дворец; король давал ему темы для политических памфлетов и не раз имел случай пользоваться его советами. Со смертью Вильгельма III в 1702 г. положение Дефо существенно изменилось. Вступление на престол королевы Анны положило начало реакции, характер которой был, главным образом, клерикальный и в некоторой степени якобитский. Дефо не сразу уяснил себе истинное положение вещей при новых порядках. Продолжая по-прежнему принимать участие в обсуждении злобы дня, он вступил в полемику о так называемом "случайном согласовании". Дело шло о том, следует ли диссидентам отступать от принятого ими правила не посещать богослужения государственной церкви в тех случаях, когда присутствие при нем входило в круг официальных обязанностей должностного лица. Сначала Дефо решал вопрос в пользу соблюдения обрядности; но, заметив, что диссиденты стали смотреть на него, как на изменника, и видя в то же время, что поддержка билля шла со стороны врагов веротерпимости, он быстро переменил тактику и, скрыв свое имя, выпустил памфлет под заглавием: "Кратчайшая расправа с диссидентами" (The Shortest Way with the Dissenters), в котором, принимая тон и манеру представителя реакции, он советовал принять против диссидентов самые жестокие меры. Реакционеры были введены в ошибку и на первых порах горячо приветствовали неизвестного автора; но когда стало известно, что автор памфлета — диссидент, министерство нашло нужным предать Дефо суду. Дефо сперва скрылся, но потом решился "сдаться на милость правительства". Суд приговорил его к штрафу, троекратному стоянию у позорного столба, внесению обеспечивающего его поведение залога и тюремному заключению на срок, зависящий от милости королевы. Во время заключения в Ньюгэтской тюрьме Дефо имел возможность заниматься литературой, печатать и распространять свои произведения. Здесь он, между прочим, написал "Гимн к позорному столбу" (A Hymn to the Pillory), благодаря своевременному распространению которого в публике время стояния у позорного столба обратилось для Дефо в торжество: толпа сделала ему блистательную овацию. В Ньюгэте же он стал издавать газету: "Обозрение дел Франции" (A Review of the Affairs of France), выходившую и после освобождения Дефо из тюрьмы, вплоть до 1712 г. Благодаря этому литературно-политическому изданию Дефо считается одним из родоначальников англ. периодической печати.

Роберту Гарлею, весьма ценившему талант Дефо, нетрудно было выхлопотать помилование Дефо, когда он согласился сделаться тайным слугой своих бывших врагов — тори. С этого времени "прирожденный англичанин", как говорит о Дефо один из его биографов, "перестает существовать". Вместо самостоятельного и смелого борца является наемник, старающийся уверить всех, что никакой перемены с ним не произошло, но на самом деле готовый служить и тори, и вигам, смотря по тому, кто из них будет находиться у власти. В течение царствования королевы Анны и затем при Георге I Дефо несколько раз переходил от вигов к тори и обратно. Он служил им и пером своим, и непосредственным влиянием на избирателей, среди которых он вращался в качестве тайного агента, и своевременными извещениями о политическом настроении и мнениях отдельных лиц. В течение всего этого времени ему вполне удалось сохранить в тайне свои разведывания, и репутация его осталась непоколебленной, несмотря на многочисленные обвинения и нападки. В 1715 г., ввиду самозащиты, Дефо издал "Воззвание к чести и справедливости" (An Appeal to Honour and Justice), и с этого времени под его именем появлялись одни только беллетристические произведения. Одному из его биографов — Вильяму Ли — удалось открыть в 1864 г. шесть писем Дефо, хранившихся в Государственном архиве. Из писем этих обнаружилось, что тайная агентура его продолжалась и после 1715 г. и велась главным образом в редакциях оппозиционных газет. Главной ее жертвой был некий Мист, который, открыв позже предательство Дефо, бросался на него с оружием в руках и обесславил Дефо повсеместно до такой степени, что под конец жизни он был всеми оставлен. Из беллетристических сочинений его прославился только "Робинзон Крузо", переменив, впрочем, круг читателей и став детской книгой. Ж. Ж. Руссо, в своем "Эмиле", первый обратил внимание на педагогическое значение "Робинзона". Другие романы Дефо представляют собой автобиографии фиктивных плутов, воров, проституток и всякого рода авантюристов. Таковы: "Ронсони", "Моль Флендерс", "Полковник Джек", "Капитан Сингльтон" и др. Плодовитость Дефо как писателя изумительна. Ли перечисляет двести пятьдесят четыре сочинения, политического, социального, теологического, педагогического и беллетристического содержания. В 1728 г., вследствие семейных раздоров, Дефо скрылся из дома и через два с лишним года умер на руках у чужих людей.

Из написанного Дефо "Essays upon projects" принадлежит к числу выдающихся произведений эпохи, широко и свободно развивая программу прогрессивной политики. Не менее, если не более, значения имели его многочисленные, едкие и красноречивые памфлеты по текущим вопросам английской политической жизни. Беллетристические произведения Дефо относятся к рудиментарной стадии художественного творчества. Вместо художественных образов автор старается дать читателю ловкий обман. Все произведения Дефо ведутся от имени будто бы действительно существовавшего героя, передающего свои приключения и впечатления. Этот жанр литературы процветал в Испании и оттуда проник в Англию еще раньше Дефо, который, однако, знал и испанский яз. Справедливо указывают на эти испанские повести, как на предвестник реалистического романа. Дефо содействовал пересадке их в Англию; но в его повестях реалистического (в смысле воспроизведения повседневной обычной жизни) не очень много, и лишь с большой натяжкой можно было бы сохранить за ним имя отца реалистического романа в Англии (как пробовали его называть некоторые критики). К числу беллетристических произведений, написанных по тому же шаблону фиктивной автобиографии, принадлежит и книга, обессмертившая имя Дефо, — "Робинзон" (о котором, впрочем, сам Дефо впоследствии писал, как об аллегории), распадающаяся на два сочинения, лишь механически между собой связанных. В банальный, часто неправдоподобный, порой грубый рассказ о фиктивном путешествии и посещении стран, никогда автором не виденных, вставлено, в качестве отдельного эпизода, повествование о пребывании героя на необитаемом острове. Этот талантливо рассказанный эпизод "робинзонады", проникнутый философской мыслью и полный завлекательных положений, и дал бессмертие книге Дефо Еще Руссо указал, что в этом эпизоде — вся ценность книги, что он должен быть выделен из нее и очищен — тогда получится лучшая детская книга. Предсказание Руссо сбылось. Произведение Дефо действительно сохранило только этот эпизод "робинзонады" и действительно стало детской книгой. "Робинзонада" имела своих предшественников. Незадолго до выхода "Робинзона" Дефо в Англии вышло описание пребывания некоего Селькирка на необитаемом острове. Приключения Селькирка послужили первым материалом для Дефо, избравшего для Робинзона те же места и ту же природу, среди которых жил Селькирк. Но в то время, как последний одичал, Робинзон нравственно возродился. Это нравственное совершенствование в одиночестве, в общении с природой, вдали от общества и цивилизации, составляет выдающуюся философскую идею книги, а сам процесс возрождения и пробуждения — главную ее прелесть, главное право ее на воспитательное значение. Самая идея, положенная в основу Робинзона, была проведена в философском романе арабского писателя Ибн-Тофаиля: "Хан-ибн-иокдан", написанном в XII в. (латинск. перевод в Оксфорде в 1671 г., английский — в 1708 г.) и также не оставшемся без влияния на Дефо

Полного собрания сочинений Дефо никогда издано не было; единственная полная коллекция первых изданий находится в Британском музее. Приближающиеся к полноте два издания были выпущены: одно в 1840—43 г., другое в 1841 г. Кроме того, есть издание так называемой "Bohn's Library", 1 891 г., и издание Ниммо 1883 г., в одном томе. Отдельные сочинения перепечатывались нередко в разное время. "Робинзон", по количеству вышедших в свет экземпляров, занимает совершенно исключительное место не только среди сочинений Дефо, но и в книжном мире вообще. Самая полная биография Дефо написана Вальтером Вильсоном в 1830 г. Затем в 1869 г. появилась биография Вильяма Ли, с открытыми Ли письмами Дефо, ярко рисующими его нравственное падение. Сам Ли не сумел оценить своего открытия, и поэтому первой критической биографией Дефо является в 1879 г. сочинение проф. Минто (Minto), составляющее один из томиков серии Морлея: "English man of letters".

Ср. также очерк А. Н. Веселовского (XVII вып. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова).

В. Лесевич.

Смотрии так же...